Классификация метода наблюдения. Метод наблюдения: сущность и специфика использования II. Проведение наблюдения

Наблюдение позволяет получить информацию, которая остается недоступной при опросе и анализе документов. Оно позволяет зафиксировать непосредственные проявления изучаемого объекта. Социолог видит поведенческие проявления людей, их непосредственную реакцию на жизненные обстоятельства. В отличие от опроса наблюдение позволяет увидеть объект, минуя субъективные оценки респондентов. В то же время нужно учитывать то, что возникает определенная связь между наблюдателем и наблюдаемым. Социологи сам является частью общества, а это накладывает отпечаток на восприятие ими наблюдаемых явлений.

Наблюдение производится за определенной группой в состоянии активности (профессиональной, производственной, досуговой, учащихся). Сбору информации предшествует кропотливая работа над программой исследования, которая позволяет определить моменты, интересующие исследователя. Часто разрабатываются карточки наблюдения, в которых фиксируются интересующие социолога проявления и реакции наблюдаемых.

В зависимости от поставленных целей и задач, особенностей изучаемой группы применяют различные виды наблюдений. Как способ сбора информации наблюдение классифицируют по различным признакам:

1) По степени формализации процедуры выделяют: а) неструктуролизованные, когда нет строгого плана акцентов наблюдения. Определен только объект исследования. Социолог определяет основные элементы объекта, выясняет социальную атмосферу, собирает первоначальную информацию. б) Структуролизованное, когда социолог предварительно определяет, какие из элементов изучаемого процесса заслуживает наибольшего влияния, составляет план. Оно требует хорошего знания предмета и, чаще всего, предваряется другими методами.

2) По положению наблюдателя выделяют наблюдение: а) невключенное (внешнее). Например, наблюдение за деятельностью служебного коллектива или жизнью студентов в вузе. Но как человек посторонний социолог может не понять настоящего значения наблюдаемых явлений. б) включенное (участвующее), когда исследователь включен в процесс деятельности наблюдаемой группы. Можно выделить различные виды участия. Во-первых, исследователь может выступать как равноправный член коллектива, при этом его цели будут оставаться неизвестными для наблюдаемых. Сложность такого варианта состоит в том, что социолог начинает привыкать к группе, у него появляются субъективные эмоциональные состояния и оценочные суждения. Во-вторых, социолог может проводить наблюдение в нейтральной позиции. Например, как практикант. Но здесь возникает моральная проблема допустимости подобных наблюдений. В-третьих, может быть позиция «участник – наблюдатель». Все знают о присутствии исследователя, который не скрывает своих научных целей. Он даже участвует в обсуждении общих проблем. При честности такой позиции социолог рискует не увидеть реальной картины жизни группы.

Метод опроса.

Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществлять любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами инф-ии влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса. Для нейтрализации этих факторов необходимо строго соблюдать нормативные требования по использованию методики опроса.

Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные и выборочные; индивидуальные и групповые; массовые и экспертные; устные и письменные; очные и заочные; одноразовые и многоразовые; стандартизированные и нестандартизированные.

Специфика опросных методов заключается в том, что в них с логической точки зрения реализуется система “вопрос-ответ”, с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов. При ряде общих признаков указанные методы имеют и свои отличительные характеристики.

Проведение анкетного опроса включает в себя три этапа: 1) подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем); 2) оперативный этап, включающий в себя ряд специфических этапов; 3) результирующий этап – обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к исследователю, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации. Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:

Вводная часть

Заключительная часть

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

По предметному содержанию и выполняемым функциям можно выделить различные виды вопросов:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение иформации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные «паспортички», а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более правильный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, вопросы делятся на:

Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов – облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.

Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения: респонденту конкретно предлагается переключиться с одной проблемы не другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида как правило Начинаются с общей формулы: “Как вы думаете?” – и далее идет описание новой проблемы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента к анализируемой проблеме, ее оценку со своих собственных позиций.

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы 0задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику.

По характеру ответов вопросы они подразделяются на следующие виды:

Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования компьютера.

В закрытых вопросах респонденту предлагается определенный набор готовых ответов, из которых он должен выбрать предпочтительный для него один или несколько вариантов. Такие вопросы очень удобно обрабатывать.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предполагаемых ответов.

Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да-нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов. При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

По способу распространения анкетные опросы подразделяются на несколько видов:

- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);

- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту);

- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган).

- телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его док-ов осущ-ся с помощью телетайпно-телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

Глубинный (нацелен на получение поисковой информации);

Фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации);

Стандартизированный (нацелен на получение информации статистического характера);

Социометрический (исследует отношения в малых группах).

По уровню компетентности респондентов различают:

Массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);

Массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации);

Симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования);

Экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой теме).

В заключительной части анкеты респонденту выражается благодарность за участие в исследовании, высказывается надежда на последующее сотрудничество, указывается время и источник, когда и где можно будет ознакомится с результатами исследования.

Важным методом конкретного социологического исследования является устный опрос – интервьюирование. Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария; как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании). При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при анкетировании.

В работе социолога используются различные виды интервью:

- нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Данный вид интервью сложен и для респондента, и для интервьюера. Сложна и последующая обработка, и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.

- стандартизированное интервью. Предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое количество вопросов.

- полустандартизированное интервью предполагает сочетание особенностей двух указанных типов.

Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной, т.е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время.

Работа интервьюера предполагает осуществление следующих задач:

Налаживание контакта с респондентами;

Правильная постановка вопросов;

Правильная фиксация ответов.

Таким образом, анкетный опрос и социологическое интервью обеспечивают получение основного массива социологической информации. При всей ее важности нельзя не заметить и определенной доли субъективности этой информации, потому что так или иначе в ней зафиксировано мнение людей, которое по самой своей природе не может не быть субъективным. Задача исследователя – снизить эту долю, на базе субъективных мнений зафиксировать проявление объективных явлений и тенденций общественной жизни. Для этого используются специальные методы обработки анкет и бланков интервью с целью получения объективной информации, а также возможность дополнить эту информацию другими методами.

Заключение

Основными методами прикладной социологии являются анализ документов, наблюдение, опросы. Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса (анкетирование и интервью), суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Минск, 2000.

2. Как провести социологическое исследование / Под ред. Горшкова М., Шереги И. и др. – М., 2005.

3. Каныгин Г.В. Ненаблюдаемость социальных феноменов // Социологические исследования. – 2010. - №5

4. Мягков А.Ю.; Журавлева С.Л. О достоверности ответов респондентов в телефонном интервью// Социологические исследования. – 2010. - №10

5. Огрызко-Вевюровский Г. Версии вопроса при исследовании общественного мнения // Социологические исследования. – 2003. – № 6.

  • I этап. Определение методологических основ проблемы исследования
  • I. Порядок проведення заняття. На початку заняття Вам необхідно згадати, що метод ФІФО засновується на хронології надходження, тобто базується на припущенні
  • I. Что следует понимать под методом обучения? Из пред-1 ложенных ответов выберите правильный, доказав не­полноту или ошибочность остальных
  • II этап. Подготовка и проведение экспериментального исследования (опытно-экспериментальной работы)
  • II. Задачи и направления деятельности методического объединения

  • 1. Выбрать исследовательский вопрос, сформулировать цели, задачи, гипотезы, подлежащие верификации. Далее поиск завершенных исследований, в которых имеются данные, адекватные новым задачам, которые не подвергались соответствующему анализу в первичном исследовании.

    2. Расширение и углубление информационного поля на базе использования первичной социологической информации. Упорядочение данных, редактирование данных, представление просмотренного материала данных в форме таблиц.

    3. Обоснование выборки исследования вторичного анализа.

    4. Сопоставимость результатов вторичного анализа с результатами, полученными ранее в исследовании (верификация ). Верификации подвергаются не только выводы, но и методы получения результатов, так как они отвечают за точность проведенного исследования.

    5. Кодирование данных – преобразование исходных данных и их дополнительная статистическая обработка в соответствии с требованиями иных, чем у исходного исследования, познавательных, целевых и методологических установок методами математических операций; проведение классификации (ранжирования, группировки), типологизаци, статистического анализа (дисперсионного, факторного, кластерного, детерминантного).

    7. Анализ и обобщение данных осуществляется методами ручной, компьютерной обработки. Для обработки используются как описательные, так и аналитические методы.

    3.4. Метод наблюдения

    В социологических исследованиях наблюдение – это направленное, систематическое, непосредственное, визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений (процессов), подвергающихся контролю и проверке. Метод наблюдения может быть использован для сбора как качественных, так и количественных данных.

    Научное социологическое наблюдение, в отличие от обыденного наблюдения, должно обладать следующими чертами : а) направленностью на достижение определенной цели; научное наблюдение подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; б) планомерностью – планируется по заранее обдуманной процедуре; в) систематичностью – все данные наблюдения фиксируются в протоколах, дневниках, карточках; г) наличием элементов контроля – информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

    Особенности социологического наблюдения: одновременность события и его наблюдения; связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог, наблюдая общество (социальные процессы), является одновременно частью этого общества. Это накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности и на интерпретацию. Восприятие наблюдателя подвержено влиянию множества факторов: мировоззрение исследователя, его профессионализм, объективность, личные качества; эмоциональное восприятие социального явления наблюдателем может влиять на результаты исследования, и искажать данные.

    Достоинства: способствует получению ценных сведений о непосредственно протекаемом событии и поведении людей; позволяет фиксировать изменения социального объекта или появление нового события; наблюдатель имеет возможность вникнуть в смысл и логику события, ситуации, а значит и в поведение людей; гибкость метода.

    Ограничения: локальность наблюдаемых явлений, сложность, а иногда и невозможность проведения повторного наблюдения; субъективность, искажение, ошибки наблюдателя в оценках ситуации из-за влияния эмоционального состояния, отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту, социокультурной дистанции; субъективизм исследователя, трудоемкость процедуры; ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения людей.

    Области применения: на подготовительном этапе любого исследования, где цель состоит в предварительном ознакомлении с проблемой и кругом задач; в монографическом, качественном исследовании, когда не предъявляется требование репрезентативности; в исследовании описанного плана, для проверки, предположений об объекте.

    При использовании методологии количественного подхода наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит основой для массового обследования, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.

    Вкачественном исследовании метод наблюдения выступает основным инструментом регистрации и интерпретации данных. В этой стратегии наблюдатель активно включается в ход изучаемых событий, вступает во взаимодействие с наблюдаемыми. Наблюдение является здесь исследовательской методологией.

    Виды наблюдения. Наблюдение можно классифицировать по различным основаниям.

    По степени формализации наблюдения бывают структурированные и неструктурированные. Структурированное наблюдение – такой вид, при котором исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее определяет значимые элементы изучаемой ситуации, составляет подробный бланк для фиксации результатов наблюдения, инструкции по его заполнению. Неструктурированное наблюдение – вид сбора информации, при котором элементы процесса, подлежащего изучению, заранее не определяются. Применяется при отсутствии четких гипотез и детального плана действия наблюдателя.

    По упорядоченности различают:случайное и систематическое.Случайное наблюдение – наблюдение заранее незапланированного явления, события. Систематическое наблюдение – вид наблюдения, которое проводят регулярно в течение определенного периода.

    По условиям организации: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение – вид сбора информации, осуществляемый в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации. Лабораторное наблюдение – вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях.

    В зависимости от положения наблюдателя : включенное и невключенное. Включенное (участвующее) наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

    Различают следующие типы включения наблюдателя: 1) полный участник (цели и статус исследователя остаются тайной для и всех остальных, поэтому эту ситуацию нередко называют ситуацией скрытого наблюдения); 2) участник как наблюдатель (характеризуется включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.); 3) наблюдатель как участник (означает, что наблюдатель – прежде всего, исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником; 4) полный наблюдатель (исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем.

    Одна из модификаций включенного наблюдения – так называемое стимулирующее или «наблюдающее участие» в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации «непросматриваемые».

    Преимущества включенного наблюдения: оно позволяет рассматривать исследуемое явление как бы изнутри, дает наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей. Но есть и принципиальная ограниченность метода. Логика обстоятельств зачастую побуждает наблюдателя смотреть на происходящее глазами его очевидцев, в результате чего возникает опасность утраты наблюдателем активного, объективного подхода к изучаемому процессу. Длительное погружение в жизнь изучаемого объекта формирует привязанности, симпатии и антипатии, что ведет к субъективизму наблюдателя, неосознанной фильтрации событий, и т. д. Возникают и некоторые этические моменты.

    Невключенное наблюдение – такой вид, когда наблюдатель находится вне изучаемого общества и со стороны изучает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, – просто идет регистрация происходящих событий.

    Прежде чем приступить к непосредственному наблюдению исследователь должен предварительно изучить объект и ситуацию, сформулировать общую концепцию процесса наблюдения.

    Объект наблюдения : отдельные индивиды, различные общности, группа, коллектив, способы их деятельности. Предмет наблюдения : признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта, отдельные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

    Наблюдаемые ситуации : комплекс внешних условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. Важным качеством наблюдаемой ситуации является то, что она эмпирически представляет проблемную ситуацию исследования.

    Единицы наблюдения : доступные, простые или сложные, акты действий объекта наблюдения (этап происходящих с объектом изменений).

    Категории наблюдения : регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки объекта. В стандартизированных наблюдениях они выражаются определенными показателями. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Признаки наблюдения отражают особенно значимые стороны объекта. Каждый признак характеризует особенности проблемной ситуации, выражает количественно-качественную характеристику объекта. Выделение наблюдаемых ситуаций, единиц, категорий наблюдения составляет содержание процедуры операционализации понятий в этом методе.

    Этапы наблюдения : установление объекта и предмета наблюдения; определение его целей и задач; получение соответствующих решений, установление контактов; выбор способа и вида наблюдения, определение основных процедур; подготовка технических средств и документов; сбор информации (непосредственное наблюдение), накопление информации; фиксация результатов; контроль наблюдения другими социологическими данными; отчет о наблюдении.

    Существенное значение имеет четкая и правильная регистрация наблюдаемых явлений и процессов. Основное требование к фиксации данных состоит в том, чтобы запись велась на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события.

    Инструментарием метода являются:

    · дневник наблюдения – методический документ, где в закодированной или общепонятной форме записываются а) ход наблюдения; б) результаты наблюдения; в) действия наблюдателя; г) оценка инструментария и процедур; д) реакция наблюдаемых и др.;

    · карточка наблюдателя , методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде;

    · протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения;

    · аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения.

    Верификацию данных наблюдения осуществляют с помощью контроля полученных результатов другими наблюдателями (по возможности наблюдение ведется одновременно несколькими наблюдателями); контроля другими методами сбора информации (опроса, анализа документов и др.); обращения к повторному наблюдению.

    Применение метода наблюдения предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. Большое значение имеет уровень его профессиональной компетентности, умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами и группами, внимательность, умение контролировать свои действия и др. Обязательна подготовка лиц, которые будут осуществлять наблюдение: проводить подробный инструктаж: по каким критериям будет производиться отбор событий, что и как фиксировать, проводить специальные тренинги.

    3.5. Социальный эксперимент

    Социальный эксперимент – это метод сбора информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных).

    Первоначально эксперимент использовался в естествознании. Впервые идею о возможности использования эксперимента в изучении общества высказывал П. Лаплас (1749-1827). О. Конт (1798-1857) считал его одним из основных методов изучения общества. Только в 20-х гг. ХХ в. социальный эксперимент получил широкое распространение.

    Основное назначение эксперимента в социологических исследованиях: выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов; на его основе дают объяснение связей, отношений, процессов; предполагает использование ряда других методов (наблюдения, опроса, анализа документов). Социальный эксперимент используют в исследовательских целях (проверка научной гипотезы) и в достижении эффекта в практически-преобразовательной деятельности.

    Основными признаками социального эксперимента являются: активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений; планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами; планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами; эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

    Требования к проведению эксперимента: соответствие решаемых задач критериям социального прогресса, правовым и нравственным нормам; ограничение степени риска; четкая ориентация на гипотезы исследования; сохранение нормального функционирования и развития объекта; не все аспекты жизни людей в тех или иных социальных ситуациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям.

    Особенности эксперимента: а) зависимость от действия экспериментального фактора; б) зависимость от установок экспериментатора; в) экспериментальная ситуация находится под контролем; г) зависимость не только от экспериментального, но и от других факторов, в том числе и от реакций участников.

    Достоинства: а) есть возможность установить причинную связь между отдельными фактами и дать не только описание, но и объяснение; б) полученная информация носит конкретный характер; в) возможность воспроизвести эксперимент; г) результаты могут быть перенесены в практику; д) участники эксперимента могут оказать помощь в организации процедур эксперимента, в выявлении возникших изменений.

    Ограничения: а) экспериментальный фактор может нарушить естественные связи как внутри, так и вне объекта, а также вывести его из нормального состояния; б) субъективизм восприятия, неверные методологические установки могут привести к искажению сущности происходящего; в) несущественные факторы могут быть истолкованы как причины; г) искусственный характер экспериментальной ситуации снижает возможности для обобщения выводов; д) эффект «исключительности» участников может оказаться решающим фактором в результатах эксперимента.

    Виды социального эксперимента. Существует большое разнообразие социальных экспериментов.

    В зависимости от объекта и предмета исследования: экономические, педагогические, социологические, психологические, правовые и др.

    По характеру экспериментальной ситуации: полевые, лабораторные, контролируемые, неконтролируемые.

    По характеру ситуации: реальный (натуральный) – предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий; мысленный – это манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий (на математической модели эксперименты «экс-постфактум»).

    По характеру логической структуры доказательства гипотез: различают параллельный и последовательный эксперименты. В параллельном эксперименте выделяют две группы: экспериментальную, которая подвергается воздействию определенных условий (факторов) и контрольную, которая не подлежит данному воздействию.

    По специфике используемых факторов (независимых переменных): однофакторные и многофакторные.

    По характеру задач эксперименты делятся на научно-исследовательские , направленные на достижение нового знания, в котором проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, не нашедшие достаточного доказательства; научно-практические – направленные на внедрение новых социальных технологий, на достижение и испытание инноваций (новшеств).

    Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

    § экспериментатор – это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент;

    § экспериментальный фактор (независимая переменная);

    § экспериментальная ситуация создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента;

    § экспериментальный объект.

    Объектом эксперимента являются социальная группа, коллектив (участники эксперимента). Часто выделяют два вида объектов: экспериментальная и контрольная группы.

    Экспериментальная группа – та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта (репрезентативность в классе исследуемых объектов), к экспериментальной группе предъявляются требования относительной стабильности состава на период эксперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение. В ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте.

    Контрольная группа идентична экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывает воздействия экспериментальным фактором (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Есть различные методы отбора экспериментальной и контрольной групп: случайный отбор, попарный отбор и др.

    Переменные в эксперименте – это контролируемые и неконтролируемые факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Основными являются независимая и зависимая переменные.

    Независимая переменная – это такой фактор, который будет оказывать влияние на экспериментальную группу. Эту переменную зачастую называют экспериментальным фактором. Он должен определяться в полном соответствии с программой исследования (гипотезами, которые выносятся на проверку), быть относительно самостоятельным, устойчивым, существенным, оказывающим влияние на состояние объекта, управляемым, контролируемым, поддаваться социологическим замерам.

    Зависимая переменная – фактор, который изменяется под воздействием независимой переменной. Установление связи между этими переменными входит в предмет любого эксперимента.

    Контроль предполагает наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояний, регулирование процессами с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. Это одна из ведущих процедур на всех этапах проведения эксперимента.

    Этапы и процедуры социального эксперимента:

    1. Подготовительный этап: формулировка проблемы, постановка целей, задач. Обоснование необходимости эксперимента: выделение и описание объекта, моделирование его действий в системе переменных; выделение независимой, зависимой, других переменных; выбор вида эксперимента, определение общих условий экспериментальной ситуации; выбор экспериментальных и контрольных групп; проектирование инструментария по сбору и регистрации информации.

    2. Оперативный (экспериментальный) этап: инструктаж участников эксперимента (если их осведомление предусмотрено программой); замер переменных (пре-тест); введение экспериментального фактора (независимой переменной) и последующее управление его действием в соответствии с программой; наблюдение и контроль, регистрация переменных в протоколе, карточках, анкетах, тестах по экспериментальной и контрольной группах; измерение зависимых переменных (пост-тест).

    3. Результирующий этап: сбор учетных документов, их проверка; перевод на машинные носители или ручная обработка; статистическая обработка; подтверждение или опровержение гипотез; выделение основных и побочных результатов эксперимента, выводы; оценка эффективности метода, выявление ошибок, новаций, сопоставление с данными, полученными другими методами; выработка рекомендаций; составление отчета.

    Инструментарием экспериментального метода является протокол, дневник, карточка наблюдателя. Главным результирующим документом является протокол эксперимента, в котором должны быть отражены следующие сведения: 1) наименование темы эксперимента; 2) время и место его проведения; 3) формулировка проверяемой гипотезы; 4) содержание экспериментального фактора; 5) характеристика зависимых переменных и их индикаторов; 6) сущностное описание экспериментальной группы; 7) характеристика контрольной группы и принципов ее отбора; 8) описание экспериментальной ситуации; 9) характеристика условий эксперимента; 10) ход эксперимента, т. е. его обстановка: а) до введения экспериментального фактора; б) в процессе его ввода; в) после его введения; г) после окончания эксперимента; 11) оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария; 12) заключение о достоверности гипотезы; 13) прочие выводы; 14) данные о составителях протокола и степени их согласия; 15) дата подписания протокола.


    Раздел 4. Исследовательский потенциал некоторых менее
    распространенных методов

    4.1. Дневниковый метод

    Дневниковый метод – это метод качественного исследования, который ориентирован на наблюдение за индивидом и его повседневной жизнью.

    Дневник – определенным образом схематизированная форма занесения информации о повседневных практиках самим информантом.

    Область применения: используется при изучении бюджетов времени; образа жизни; социальных сетей, при изучении массмедиа, изучение потребления и др.

    Как отмечает К. Пламер, в настоящее время дневники как источник информации могут быть использованы следующим образом:

    а) по просьбе исследователя индивиды ведут дневник каждодневных событий в течение короткого времени, например, недели или месяца. При этом предлагается короткая инструкция по заполнению такого дневника, где предусмотрены также личные комментарии заполняющего дневник;

    б) аналогичный прием применяется в классических исследованиях бюджетов времени для описания типичного дня жизни;

    в) третий тип дневниковых записей можно назвать дневниковым методом интервьюирования. Он применяется обычно для исследования сообществ, трудно поддающихся наблюдению. Поэтому им предлагается заполнять ежедневный дневник своей активности, при этом раскрывая характер такой активности по предложенной исследователями схеме.

    В зависимости от целей исследования разрабатывается форма дневника (количество блоков можно варьировать) и подробная инструкция по его заполнению. Отбираются информанты методами качественной выборки, с ними проводится подробный инструктаж по заполнению дневника. Дневники должны заполняться в течение дня, в крайнем случае, вечером по памяти, в зависимости от разновидности дневника в течение определенного времени.

    В приложении 6 приведен пример формы дневника и инструкции по его заполнению для сбора данных реальной аудитории программы «Вести-Кузбасс. Культура».

    Достоинства: дневникиописывают события день за днем, а не пост-фактум. Это значит, что временной эффект не накладывает отпечатка на восприятие и описание событий; позволяет преодолеть фрагментарность метода анализа документов (не упускает из вида повседневные рутинные практики); может частично заменить участвующее наблюдение в тех группах, в которые трудно «проникнуть», трудно поддающиеся наблюдению события и процессы повседневной жизни; позволяет анализировать не только дискурсивные модели информанта, но и его практические действия, которые могут разниться с их дискурсивной интерпретацией.

    Ограничения: многие уклоняются от ведения дневника; не достаточно аккуратно и своевременно записывают информацию в дневник; заполнение дневника ограничено во времени, из-за чего значимая информация может не попадать в дневник; может проявить себя субъективизм информанта; редко бывает самодостаточным (требует применения в комплексе с другими методами исследования).

    4.2. Метод социального картографирования

    Социальное картографирование – это метод преобразования социальных данных в картографическую форму и ее использование в научной и практической деятельности. Преобразованием назовем такую операцию, в результате которой одно картографическое изображение (исходная карта или картосхема) превращается в другое (производная карта или производная картосхема), в соответствии с целями конкретного социального исследования. Метод позволяет преобразовывать социальные данные в наглядную картографическую форму, т. е. создавать карты социальных явлений и процессов, протекающих в любой социально-территориальной общности.

    Метод социального картографирования впервые был использован английским предпринимателем Чарльзом Бутом (в 80-е гг. XIX в.), который изучал условия жизни в Лондоне. По результатам социального обследования было установлено, что Лондон имеет концентрическую структуру. Ч. Бут ввёл в методологию социальных обследований технику картографирования: он раскрашивал лондонские кварталы в различные цвета в зависимости от дохода их жителей.

    Ещё одним не менее интересным было исследование города Чикаго, проведённое Э. Берджессом (20-е гг. ХХ в.). Были составлены социальные карты Чикаго. Сначала это были карты распределения подростковой преступности, затем – кинотеатров, танцплощадок и т. п. Из совокупности собранных социальных карт стало ясно, что существует структура города и различные типы социальных проблем коррелируют друг с другом.

    В настоящее время метод социального картографирования используется для изучения таких проблем как занятость и социальное благополучие населения, выявление критических зон рынка труда, преступность, миграция населения, соответствие социальной инфраструктуры запросам населения и др. Широкое использование этого метода в настоящее время связано с развитием информационных технологий.

    К числу социальных карт могут быть отнесены карты, характеризующие: а) условия жизни населения; б) внутригородское расселение различных групп населения; в) реальное поведение населения; г) оценочные карты; д) карты миграционных потоков и др.

    Метод картографирования применяется в социологических исследованиях на всех его этапах. На начальных этапах исследования социальные карты служат одним из источников выдвижения гипотез и теоретических новаций. Социальное картографирование может быть использовано на заключительном этапе как наглядное отображение результатов исследования. Карты, составленные на одну и ту же территорию через определенные промежутки времени, могут служить инструментом мониторинга социальных процессов.

    Чаще всего социальное картографирование дополняется другими методами сбора информации (исходных данных): анализом документов, опросом. Оно применяется в социологических исследованиях, в которых одна из главных задач – выявление пространственной дифференциации определенных показателей. Карты наглядно показывают не только особенности территориальной организации того или иного явления, но и расположение различных объектов и сетей в пространстве. Карта дает возможность показывать то, что не учитывают обычные статистические методы обработки информации: территориальное соседство, сближенность и удаленность, согласованность или рассогласованность различных территориальных рисунков.

    В качестве основы для составления новых картографических произведений используются карты и картосхемы. Карта – уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции и масштабе по математическому закону. Картосхема – карта пониженной точности, обычно лишенная картографической сетки (приложение 8). Схематизм изображения обычно позволяет получить в наглядной форме общее представление о показанном на картосхеме явлении (событии) и подчеркнуть его существенные черты. Содержание картосхем строго ограничено элементами, важными для понимания ее сюжета.

    Чтобы карты не были перегруженными, важным принципом моделирования является картографическая генерализация – это отбор главного, существенного и его целенаправленное обобщение с тем, чтобы изобразить на картах основные, типические черты и характерные особенности явления в соответствии с назначением, тематикой и масштабом карты. Генерализация проводится по нескольким направлениям. Прежде всего, обобщается легенда карты, устанавливаются цензы и нормативы отбора, обобщаются и укрупняются качественные и количественные характеристики объектов, упрощаются, схематизируются геометрические очертания, иногда приходится преувеличивать отдельные объекты, сдвигать их изображения и т. д. Легенда карты – свод условных знаков и пояснений к карте, раскрывающих её содержание.

    Этапы социального картографирования.

    1. Подготовительный этап:

    Ü подготовка программы картографирования;

    Ü постановка картографической задачи;

    Ü определение круга источников исходной информации. Обеспечение её полноты, точности, адекватности, удобства;

    Ü выбор картографической основы (исходной карты);

    Ü выбор процедуры картографирования, картографических изображений и порядка выполнения работ.

    2. Оперативный этап:

    Ü сбор социальной информации и её статистическая обработка (обобщение, составление таблиц, матриц и т. д.);

    Ü картографическая генерализация;

    Ü выбор условных обозначений и способов изображения;

    Ü разработка легенды карты;

    Ü «карандашный» эскиз карты с легендой и заглавием.

    3. Результирующий этап:

    Ü окончательное оформление производных карт;

    Ü интерпретация результатов исследования;

    Исходной информацией могут служить документальные источники, выборочное обследование по тем или иным проблемам, статистические данные. Составление карт проводится в соответствии с целями и назначением карт. На характер преобразования оказывают влияние научно-методические принципы картографирования, выбор классификаций, логика картографических легенд, масштаб карты, система условных обозначений и способов картографического изображения, генерализация изображения. Всё это необходимо для адекватного отображения социальных процессов и явлений на картах.

    Имеется много способов изображения социальной информации на исходной карте или картосхеме. От характера информации, доступной исследователю, во многом зависит вид карты. Особенно сказывается разница в локализации данных: относятся ли они к участкам территорий (ареалам) или к объектам, которые в масштабе карты принимаются за точки. От этого во многом зависит и способ картирования. Подчёркивается либо точечный характер явления, либо «растекание» его по площади. Тематические карты по способу картирования можно выделить два их основных вида:

    1) карты символов , на которых основные сведения и для точек, и для ареалов передаются при помощи условных знаков (графических символов, применяемых на картах для обозначения различных объектов и их характеристик);

    2) карты линий и контуров , показывающих взаимосвязь мест или ареалов.

    Кратко рассмотрим основные способы картирования.

    Карты символов. Графические средства, используемые в картографии, предоставляют большие возможности для проектирования и построения условных знаков и их различных систем. Для этого прибегают к дифференциации знаков по форме, цвету, интенсивности света и внутренней структуре (рисунку, штриховке). Основными способами картирования для карт символов являются способ локализованных значков, способ качественного и количественного фона, точечный способ.

    Для отображения сведений, относящихся к точкам на карте, используютспособ локализованных значков, не выражающийся в масштабе карты. По своей форме значки могут быть абстрактными, буквенными и наглядными. Среди абстрактных значков наиболее употребительны геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники и др. Они просты для выполнения, хорошо опознаются по легенде, занимают относительно мало места, точно указывают местоположение объекта, легко сравнимы по величине. Количество элементарных фигур невелико, но число обозначений можно увеличить, используя для значков разные цвета и видоизменяя их внутренний рисунок.

    Буквенные значки – это одна или две начальные буквы названия изображаемого явления или объекта. Их применение сравнительно ограничено, т. к. они испестряют карту, не указывают точного местоположения объектов, плохо сопоставимы по величине. Сравнение буквенных значков по величине и их локализации облегчается, если буквы вписаны в какую-либо геометрическую фигуру, например, квадратик или круг. В этом случае сочетаются достоинства значков обоих типов.

    Применяют также наглядные значки , напоминающие по рисунку изображаемые объекты. Среди них различают символические, форма которых вызывает какие-либо ассоциации с изображаемым объектом (приложение 9), и натуралистические. Такие значки менее удобны для сравнения и локализации объектов.

    Для передачи количественных соотношений используют значки различных размеров («масштабные» значки »). Соизмеримость значков, точно пропорциональная величине объектов, называется абсолютной. Например, линейный размер значка пропорционален квадратному корню из числа, характеризующего величину объекта. Карта тогда наглядна, но неудобна, поскольку крайние величины картографируемых объектов сильно различаются между собой. Поэтому часто используют условную соизмеримость, отражающую лишь общую тенденцию в изменении величин. Как при абсолютной, так и при условной соизмеримости значков их шкала может быть непрерывной либо ступенчатой, т. е. разбитой на интервалы. При непрерывной шкале размер знаков изменяется вслед за изменением величины объекта. При ступенчатой (интервальной) шкале размер значков постоянный в пределах каждого интервала, возрастает скачком при переходе к следующей ступени. Ступенчатые шкалы предпочтительны при изображении и группировке объектов по разрядам (классам) величины. Опыт показывает, что для зрительной дифференциации знаков на карте надо в шкале последовательно увеличивать их линейные размеры не менее чем в 1,5 раза, разграничивать ступени желательно круглыми числами (число этих различий 5-7, максимум 10-12).

    Надписи на картах тоже часто выполняют роль кар

    Социологическое наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием события, имеет много общего с обыденным наблюдением, с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает явления, события окружающего его мира. В то же время социологическое наблюдение является разновидностью научного наблюдения, которое отличается от обыденного направленностью на достижение определенной цели (преднамеренное получение специфической информации), а также систематичностью, наличием элементов контроля, разработанной процедурой регистрации данных.

    В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного, систематического, направленного восприятия и прямой регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования событий. Основное назначение метода – получить информацию, доступную для восприятия наблюдателя, значимую для целей и задач исследования, и зарегистрировать ее.

    Наблюдение можно использовать на этапе разработки программы исследования как основной метод сбора информации для изучения многих сфер жизнедеятельности людей в обществе. Чаще всего наблюдение в социологии применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами (например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ – футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации – пожара и т.д.). Кроме того, наблюдение применяют при исследовании поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (поездка на работу, осуществление покупок в магазинах и т.п.), а также для получения информации о так называемых закрытых группах (преступных сообществах, группах "риска" – наркоманах, проститутках и др.).

    Вместе с тем имеются и ограничения в применении данного метода. Наблюдаются только те события, которые происходят в период исследования. Прошлые события могут изучаться, если они зафиксированы с помощью средств фото-, видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых событий ограничивает возможности исследователя делать широкие, обобщающие выводы.

    Программа наблюдения включает основные структурные элементы программы социологического исследования. Ведущая задача при составлении программы – опирающаяся на общую концепцию исследования классификация фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию.

    Объект наблюдения – социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние, действия.

    Предмет наблюдения – признаки, свойства, факторы состояния, действий наблюдаемого объекта.

    Наблюдаемая ситуация – комплекс условий, факторов, при наличии которых объект подлежит наблюдению (эмпирически представляет собой проблемную ситуацию).

    Единицы наблюдения – акты действий объекта наблюдения (собрание, выступление на нем).

    Категории наблюдения представляют собой регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта. Они могут быть описательными и оценочными.

    Для регистрации признаков наблюдения используется специальный методический документ – карточка наблюдателя. Для того чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу, план его осуществления. В программе должны быть определены следующие основные моменты наблюдения :

    • 1. Цель и задачи. Цель задает направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка на объект наблюдения (состав наблюдаемой совокупности, группы, специфика их деятельности, особенности социальной ситуации и т.п.), получение нужной для исследователя информации, выдвижение предварительных гипотез и их проверка и др.
    • 2. Объект и предмет наблюдения.
    • 3. Способ (вид) наблюдения.
    • 4. Способы регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Результаты наблюдения могут быть зарегистрированы в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, блокнотах, в звуко- и видеозаписях, кино- и фотодокументах.
    • 5. Контроль наблюдения.
    • 6. Обработка и интерпретация полученной информации. Они могут осуществляться как традиционными методами (логическим обобщением полученных эмпирических данных, формулированием выводов и т.п.), так и методами обработки массивов полученной информации с помощью компьютера. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.
    • 7. Отчет о результатах наблюдения. Он должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах проведенного наблюдения, информацию о виде наблюдения и роли наблюдателя, характеристику цели и задачи наблюдения, рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

    В плане организации и проведения социологического наблюдения определяются его сроки и этапы, виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным лицам, организациям.

    Для систематизации видов наблюдения используются различные основания.

    По степени формализованности различают нестандартизированное (неструктурированное) и стандартизированное (структурированное) наблюдение.

    Стандартизированное (структурированное) наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации в исследовании и как способ проверки данных, полученных другими методами или в результате их дополнения. Разумеется, проведение такого наблюдения возможно лишь тогда, когда есть достаточная информация об изучаемом объекте, предварительно стандартизированы категории, применяемые в процессе наблюдения, определены и отражены в разработанном инструментарии исследования подлежащие наблюдению факторы.

    По степени участия наблюдателя в ситуации наблюдения выделяют невключенное (внешнее) и включенное наблюдение.

    При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта, является внешним наблюдателем. Он не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам; он как бы отстранен от них, только регистрирует происходящее с позиций цели и задач исследования.

    При включенном наблюдении наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемую ситуацию (процесс), находится в прямом контакте с исследуемыми индивидами, их группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности. Так, американский социолог У. Уайт, для того чтобы изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии, прожил среди них три с половиной года, став полноправным членом группы, полностью разделяя их образ жизни.

    По условиям организации наблюдение делят на полевое и лабораторное.

    Регулярность проведения позволяет выделить систематическое и несистематическое наблюдение.

    Цель лекции: изучить процедуру проведения наблюдения.

    План лекции:

    1. Наблюдение как метод исследования в социальной работе.

    2. Классификация наблюдений.

    3. Особенности проведения наблюдения.

    1.Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Метод наблюдения базируется на двух принципах:

    – пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

    – непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).

    Понимание «наблюдения» как метода исследования в различных науках разное.

    Так в социологии под «наблюдением» понимают метод сбора первичной социологической информации об изучаемом социальном объекте путём непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов (событий и условий), значимых с точки зрения целей исследования.

    В психологии под «наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

    В философии «наблюдение» – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

    В социальной работе «наблюдение понимается как способ сбора первичной социальной информации, как метод целенаправленного, планомерного, определённым образом спланированного восприятия фиксируемого явления, процесса, объекта.

    К наблюдению обращаются в различных обстоятельствах: Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц», открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, «срезы» социальной действительности. Во-вторых, метод наблюдения используется для получения иллюстративных данных. В-третьих, наблюдение выступает в качестве основного приёма получения первичной информации.

    Метод наблюдения эффективно используется при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми.

    Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определённой ситуации или среде.



    Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

    1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);

    2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

    3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений..);

    4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).

    При этом очень многое зависит, от наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений.

    2. Различают научное и обыденное (повседневное) наблюдение. Научное наблюдение 1) подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; 2) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; 3) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определённой системе; 4) информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

    Обыденное наблюдение не может дать полной и достоверной информации о наблюдаемом явлении, процессе, объекте. Оно поверхностное и несистематизированное. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно 1) осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. 2) Открывает возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. 3) Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации (тем самым создаются предпосылки для её объективного изучения).

    Недостатки метода наблюдения разделяются на две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

    К объективным недостаткам относят: 1) Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации; 2) сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений (т.к. социальные процессы необратимы, их нельзя заново проиграть); 3) высокая трудоёмкость метода (порой участвуют в сборе информации большое количество людей высокой квалификации).

    Многообразны и трудности субъективного плана 1) На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т.д. 2) На качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. (Если наблюдаемые знают, что является объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий подстраиваясь под то, что по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определённого ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее).

    Наблюдение в социологии классифицируют по следующим признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.

    1. По степени формализации наблюдения подразделяются на структурализованные (контролируемые) и неструктурализованные (неконтролируемые). Структурализованное наблюдение проводится по заранее разработанному плану. Этот вид наблюдения может быть применим только тогда, когда исследователь хорошо знаком с предметом своего изучения.

    Неструктурализованное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определён только лишь объект наблюдения. Этот вид наблюдения применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования. Основным недостатком неконтролируемого наблюдения является возможность сугубо объективной оценки событий и явлений, проявления «я» исследователя.

    2. По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включённые и невключённые.

    Включённое наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной степени сам непосредственно «включён» в изучаемый объект, находится в прямом контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности.

    Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы, не вступая с её членами в прямые контакты.

    Такого рода наблюдения чаще всего используются для характеристики социальной среды, в которой находится изучаемый объект.

    3. По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

    Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации.

    Лабораторное наблюдение – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Этот вид наблюдения чаще всего используется в исследованиях экспериментального характера. При лабораторном наблюдении социолог может успешно использовать различного рода технические средства для фиксации ситуаций, поведения наблюдаемых и т.п.

    4. По регулярности проведения наблюдения различаются на систематические и случайные . Характерной чертой систематических наблюдений является регулярность фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого временного периода. Систематическое наблюдение позволяет социологу выявить закономерность развития наблюдаемых явлений и процессов.

    При случайных наблюдениях изучению подвергаются ранее не запланированные действия, ситуации, явления.

    3. Особенности проведения наблюдения:

    В методе наблюдения существует примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят: а) наблюдаемые – количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации; б) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы; в) цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации; г) социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе; д) частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.

    Горбатов Д.С.

    Выделяют следующие этапы научного наблюдения:

    1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?);

    2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?);

    3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?);

    4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчётливо?);

    5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

    6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать?);

    7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?);

    8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;

    9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок;

    10. Исправление программы наблюдения;

    11. Этап проведения наблюдения.

    12. Обработка и интерпретация полученной информации.

    Процесс эффективного наблюдения невозможен без искусственного вычленения из общего хода событий определённых единиц активности объекта. Имеется в виду обозначение того, что он делает в данный момент, каким образом делает это. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов им научной терминологии. Они регистрируются в протоколе наблюдений. Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов:

    1) Использование признаковых (знаковых) систем. При этом заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них и насколько часто проявились в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений к примеру, какие признаки интереса студентов к содержанию учебного занятия Вы можете назвать? Каковы признаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу?

    Среди обозначений не должно быть слов типа «внимательный», «интересующийся», «понимающий» и др., нуждающихся в конкретизации значения. А такие признаки, как «оживлённая жестикуляция», «жевание карандаша» и т.п. свидетельствуют и об интенсивности интереса и о полнейшем отсутствии последнего.

    2) Применение системы категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять в неё что-либо новое в процессе наблюдений нельзя т.к. совокупность категорий составляется на определённой научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически возможные проявления изучаемого процесса.

    3) Шкала рейтинга. При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности, при этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

    Типичные ошибки исследователей, применяющих метод наблюдения:

    1 – стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует всё, что может ей противоречить;

    2 – смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного в процессе наблюдений;

    3 – преждевременность обобщений и выводов;

    4 – оценка одного психического феномена делается на основании признака поведения, относящегося к другому феномену;

    5 – акцентирование внимания наблюдателя на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых;

    6 – определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе;

    7 – непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации.

    Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

    Литература:

    1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

    2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

    3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

    4.Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

    Наблюдение - это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации. Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. Это дает следующие преимущества:
    - наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей не в их воспоминаниях и интерпретации, а непосредственно в момент его проявления;
    - наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.
    Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т. е. безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события.
    Рассмотрим основные виды социологического наблюдения. Этот метод сбора социологической информации можно классифицировать по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации, регулярности проведения.
    Стандартизированное наблюдение - это такой способ познания, при котором исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследователя, сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизированное исследование используется для проверки результатов, полученных другими методами, или для уточнения результатов. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.
    Нестандартизированное наблюдение - это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации.
    В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают невключенное и включенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Он не включается в ход событий и не задает вопросов. Применяется для описания социальной обстановки, в условиях которой проходит интересующее социолога событие. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать корректирующее воздействие на объект наблюдения. В этом основной недостаток данного вида наблюдения.
    Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое. Главными условиями для проведения включенного наблюдения являются непосредственное участие наблюдателя в трудовой деятельности обследуемого коллектива; нейтральное отношение к происходящим событиям; личностные качества наблюдателя - контактность, доброжелательность, сдержанность. Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок адаптации длится обычно от 4-5 дней до 2-3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола и возраста.


    Виды наблюдения

    По уровню формирования самой процедуры наблюдения:

    Стандартизированное;

    Нестандартизированное.

    По условию организации наблюдения:

    Полевое и лабораторное;

    Прямое и косвенное.

    В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта:

    Включенное;

    Невключенное.

    По регулярности проведения:

    Систематические, эпизодические, случайные

    51. Социометрическое исследование: возможности использования и принципы организации.
    Социометрическая процедура может иметь целью:
    а)измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
    б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
    в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
    Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
    Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
    Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

    52. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
    Социометрический критерий- критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы.
    Вопросы социометрич.критерия, в которых предлагается выбрать одного или несколько членов группы для совместной деятельности. От 1 до ¾.
    Критерии должны быть точные. Т.е.:
    - кому бы вы доверили распределение докладов?
    -с кем бы вы поехали в путешествие? И др.
    Типы социометрических критериев
    1. -Коммуникативные(кого бы пригласили)
    - Гностические(кто бы Вас не пригласил)
    2. - Официальные(с кем бы ты выполнил проэкт)
    - Неофициальные(кого бы пригласил на др)

    53. В рамках онлайн-анкетирования актуальными являются два типа анализа данных исследования: - социометрия / социометрический анализ и - категориальный анализ. Социометрия / Социометрический анализ Метод социометрии (от лат. socius – товарищ, компаньон, соучастник; metrim - измерение) как метод анализа данных был разработан в США психологом Дж. Морено в 1934 году.

    Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, внутригрупповые связи и иерархии в малых социальных группах, то есть реально существующих образованиях, где люди собраны вместе и объединены каким-либо общим признаком (например, рабочий коллектив, студенческая группа, и др.).

    Социометрия(sociometry) позволяет выявить лидеров и аутсайдеров, измерить авторитет формального и неформального лидеров, определить социально-психологический климат в группе, выявить наличие конфликта, а также ценностные ориентации.

    Внимание! Социометрия эффективна в группах численностью не более 30 человек.

    Социометрия. Последовательность действий В основе процедуры рассматриваемого метода лежит так называемый социометрический опрос, который состоит из следующих этапов:

    1. Подготовка: исследователь знакомится с различными характеристиками коллектива и определяет, какие данные он хочет получить.

    2. Исследователь устанавливает содержание и количество социометрических критериев. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе.

    Члены группы делают положительный либо отрицательный выбор в отношении других членов группы, таким образом, обнаруживая свои симпатии и антипатии.

    Критерий формулируется таким образом, чтобы побуждать человека отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы.

    Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовить совместный проект?», «Кого из коллег ты бы пригласил на день рождения в первую очередь?» и т.д.

    3. Проведение опроса. Опрос лучше проводить в коллективах, которые имеют опыт совместной деятельности, в результате которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами. 4. Социометрия и матрица.Обработка информации и интерпретация данных: на основании ответов участников заполняется социометрическая матрица – таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов.