Что значит филателист. Филателия. Филателист Информацию О

Содержание статьи

ФИЛАТЕЛИЯ, вид хобби, связанный с коллекционированием марок и изучением истории, функционирования и использования почты. Поклонники филателии считают ее как наукой, так и творческой деятельностью: наукой потому, что она включает систематическое изучение и классификацию материалов, а творческой деятельностью потому, что принципы организации и демонстрации коллекции отражают индивидуальный вкус коллекционера.

Точно не известно, сколько сейчас на Земле существует филателистов. По некоторым оценкам, их насчитывается от 6 до 8 млн., по другим – 45 млн.; конкретная цифра зависит от способа оценки. В любом случае, филателия – один из самых популярных видов коллекционирования почти во всех странах мира. Она также является огромной областью коммерческой деятельности, связанной с продажей товаров на многие миллионы долларов ежегодно. Филателия также представляет крупный источник доходов для правительств многих стран. Если, к примеру, до 1965 почтовое ведомство США продавало через свое филателистическое агентство примерно на 3,5 млн. долл. марок ежегодно, то теперь коллекционеры ежегодно покупают марки через местные отделения связи на многократно большую сумму.

ЭЛЕМЕНТЫ ФИЛАТЕЛИИ

Что коллекционируют филателисты. Первая почтовая марка была выпущена правительством Великобритании в 1840. Назначением этой марки, которую в народе называли «Пенни Блэк» («пенни черное»), было служить удобным средством предоплаты почтовых услуг и учета почтовых расходов, определив дальнейшие критерии для оценки выпускаемых марок.

Существуют два вида обычных почтовых марок: 1) стандартные, используемые в течение некоторого периода времени и периодически допечатываемые по мере истощения их запаса; 2) коммеморативные, выпускаемые однократно в ознаменование даты, связанной с каким-либо лицом, местом или событием, и автоматически выходящие из обращения после истощения из первоначального запаса. Коммеморативные марки, как правило, более привлекательные и разнообразные на вид, особенно популярны среди коллекционеров.

В 1871 в Перу была выпущена коммеморативная марка, посвященная 20-летию со дня открытия железной дороги между Лимой и городом-портом Кальяо на побережье Тихого океана. Первой коммеморативной маркой в США стала марка, выпущенная в 1876 на столетие со дня образования почтовой службы США. Не менее интересной была марка, выпущенная в 1893 в честь Христофора Колумба и 400-ой годовщины открытия Америки.

В России почтовые марки были введены в 1858, первые коммеморативы были выпущены в начале 19 в. Первая советская марка была выпущена в 1918, через три года в 1921 появились первые советские коммеморативные марки.

За обычными почтовыми марками вскоре последовали разнообразные марки, предназначенные для специального почтового использования. Одна из них, регистрационная марка (впервые выпущенная в Испании в 1850), указывала на дополнительную оплату гарантированной доставки почтового отправления и особо тщательного обращения с ним. Другим подобным типом марки стала, ныне обычная, марка авиапочты (впервые введенная в обращение Италией в 1917); марки авиапочты – одна из наиболее популярных категорий коллекционируемых марок. Менее популярными являются типы марок, которые указывают на предоплату таких услуг, как особое обращение, особая доставка и транспортировка посылок. В некоторых странах существуют специальные марки для оплаты пересылки по почте газет. Есть марки, называемые служебными, которые используются только в системе правительственной почты. Полупочтовыми являются марки, за которые взимается дополнительная плата, сверх и вне стоимости почтовой доставки; дополнительная плата начисляется по какому-то особому поводу, связанному, например, с благотворительностью. Почтовые долговые марки, служащие для компенсации неполной предоплаты услуг, составляют еще одну группу.

Несмотря на такое разнообразие действующих почтовых марок, некоторые филателисты коллекционируют и непочтовые объекты. Среди них – гербовые марки, которые являются знаками, применяемыми для специальных финансовых целей, например для финансовых операций с гарантированной оплатой налогов; телеграфные марки, используемые для оплаты телеграфных услуг; знаки благотворительной помощи. Некоторые любители собирают даже оттиски и ленты почтовых счетных машин.

Все эти виды филателистических объектов коллекционируются в разнообразных формах. После одиночных марок самыми распространенными формами являются блоки, листы, буклеты и конверты с почтовыми знаками.

МЕТОДЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ.

Независимо от материала, который филателист собирает и изучает, он, как правило, следует одному из четырех основных планов.

Общий . Общий метод коллекционирования представляет первую ступень в филателии. Восхищенный буквально всем, что он видит, энтузиаст собирает все, что похоже на почтовую марку. В течение первых нескольких десятилетий после выпуска Пенни Блэк филателисты имели возможность включать в свои коллекции почти все выпускавшиеся тогда марки. По мере роста числа выпускавшихся марок, которое ныне превысило 200 000, от формирования полной коллекции пришлось отказаться как от нереальной цели. Общая коллекция, содержащая марки, сгруппированные по странам и расположенные в порядке даты выпуска, стала просто показательной коллекцией. Для серьезных филателистов общее коллекционирование – лишь подготовительный этап для более строгих форм коллекционирования.

Выборочный. Второй план коллекционирования – выборочный, связан с большим числом ограничений, установленных самим коллекционером. На основании собственного опыта он может заключить, что имеет пристрастие к определенному типу марок или к маркам некоторых стран либо групп стран. Руководствуясь такой направленностью, собиратель в состоянии создать коллекцию, которая будет скорее законченной, чем просто показательной. Излюбленными странами для этого типа коллекционирования являются Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Германия, Ирландия, Израиль, Япония, Швейцария, Ватикан и некоторые африканские государства, в особенности Гана. Популярные группы стран включают Британское Содружество Наций, страны, оккупированные Японией во время Второй мировой войны и мелкие германские государства до их объединения. Марки, выпущенные ООН, также являются распространенным объектом коллекционирования. Выборочные коллекции специальных типов марок, как правило, ограничиваются уже упомянутыми категориями, в частности, марками авиапочты и почтовыми долговыми марками.


Специализированный . Третий план, специализированное коллекционирование, ограничивается только изобретательностью и возможностями коллекционера. Специализированные коллекционеры сосредоточивают свое внимание на каком-либо одном аспекте филателии или одной филателистической проблеме и усиленно их разрабатывают. Практически не существует ограничений по выбору предмета коллекционирования, однако коллекционер должен до тонкостей вникать во многие технические проблемы: цветовые оттенки, виды перфорации, изменения типа и толщины бумаги и клея, особенности печатного процесса и виды гашения. Например, один специализированный коллекционер может попытаться собрать коллекцию, которая отражала бы историю отношений между Россией и Японией, другой – проиллюстрировать функционирование турецкой почтовой системы в Палестине в эпоху Османской империи. Третий коллекционер может сосредоточить свое внимание на единственном выпуске, возможно, первом в какой-либо стране, и попытаться собрать все марки какого-то листа; отмечая их мельчайшие различия, коллекционер может воссоздать оригинальную печатную форму со всеми ее дефектами, исправлениями и другими несовершенствами.

Тематический . Четвертый план коллекционирования, вероятно, самый новый. Тематическое коллекционирование связано с формированием коллекции материалов, выбранных и систематизированных по определенному объекту, а не по стране выпуска или виду оказываемой почтовой услуги. Наиболее популярные темы для этого типа коллекционирования – религия, искусство, спорт, железнодорожный транспорт, птицы, цветы, карты и животные. Этот тип коллекционирования располагает к тщательной разработке коллекции. Например, коллекционер может попытаться составить тематическую коллекцию по выдающимся биологам, включая конверты, погашенные на родине объектов, и сопроводить ее марками, показывающими объекты биологических исследований.

ПРОИБРЕТЕНИЕ МАРОК.

Начинающие коллекционеры могут собирать марки от писем, которые присылают им знакомые, путешествующие за границей, покупать марки через местные отделения связи, филателистические агентства или почтовые ведомства. Помимо неофициальных покупки или обмена в среде коллекционеров наилучшим источником получения большинства марок является их покупка в специализированном магазине. Торговля предметами филателии хорошо организована по всему миру, например, торговцами, представленными Американской ассоциацией торговцев марками или (в Великобритании) Обществом торговцев предметами филателии. Большинство значительных филателистических объектов, некоторые из которых не уступают по цене лучшим произведениям искусства, продаются на аукционах. В Европе первый филателистический аукцион состоялся в Париже в 1866. В 1991 в мире работали уже 244 филателистические аукционные фирмы, основная часть из них находилась в Германии, Швейцарии, Англии и США. В последнее время можно принять участие во многих аукционах и заочно, используя возможности Интернета.

КАТАЛОГИ.

Одним из самых замечательных достижений филателии было составление каталогов, включающих все когда-либо выпущенные марки. Немногие виды хобби могут похвастаться такой литературой. Начиная с простых брошюр 1860-х и до объемистых изданий нынешнего времени, состоящих из 2500 и более страниц, каталоги всегда были и остаются основным руководством для филателистов. Каталоги снабжают коллекционеров существенной опознавательной информацией и относительной оценкой стоимости предметов. Большинство каталогов содержит также историческую и другую информацию.

Филателисты Великобритании предпочитают пользоваться каталогом Стенли Джиббонза из-за его умеренной цены и подробного перечня марок. Впервые опубликованный в виде 16-страничной брошюры в 1865, этот общий каталог ныне выпускается в виде трех томов большого объема. В США первым и все еще самым популярным является каталог Скотта (Scott’s). Впервые изданный в 1867, он выпускается и сегодня специальным отделом крупной фирмы, занимающейся публикацией журналов. Система нумерации, разработанная для каталога Скотта, принята как стандартная практически для всей американской филателистической литературы и торговли. Вторым и более новым каталогом, использующим иную систему нумерации, является «Новый всемирный каталог Минкуса» (Minkus New World-Wide). Впервые выпущенный в 1954, он приобрел значительную популярность благодаря обширным комментариям по художественному оформлению и истории марок.

В континентальной Европе швейцарский каталог «Цумстайн» (Zumstein), германский «Михель» (Michel) и французский «Ивер» (Yvert) являются наиболее авторитетными. Большинство издателей составляют также специализированные каталоги по отдельным странам или группам стран, которые в этом отношении являются более подробными, чем общие каталоги.

ПРОЧАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Первый марочный журнал «Ежемесячные объявления» (The Monthly Advertiser) появился в Англии в период от 1862 до 1864. Первый американский журнал «Обзор для коллекционеров марок» (The Stamp Collectors Review) впервые вышел в свет в 1864. «Американский филателистический журнал» (The American Journal of Philately) (1968) был первым серьезным изданием на уровне научной журналистики. Современные британские издания включают популярный журнал «Любитель марок» (The Stamp Lover) и научный «Лондонский филателист» (London Philatelist), орган Королевского филателистического общества. В США его аналогом является журнал «Филателист из клуба коллекционеров» (Collectors Club Philatelist), издаваемый Клубом коллекционеров Нью-Йорка. «Американский филателист» (American Philatelist), журнал Американского филателистического общества, публикуется без перерывов, начиная с 1887.

АЛЬБОМЫ.

Альбомы для хранения марок были впервые изданы Жюстеном Лалье в Париже в 1862. В принципе они мало отличались от тех, какие используются теперь. Печатный альбом содержит страницы с напечатанными названиями стран и местом для марок, которые располагаются в нужном порядке. Иллюстрации показательных выпусков целенаправленно располагаются по всей книге, чтобы создать основу для систематизации размещения марок. Качество печатных альбомов меняется от недорогих изданий в бумажной обложке для подростков и до «всемирных» альбомов, способных вместить 100 000 марок, и сериальных альбомов из 30 и более книг, охватывающих почти все основные серии.

Конверты и почтовые бумаги хранить труднее, чем клеящиеся марки, однако они могут размещаться в альбомах, содержащих прозрачные папки для помещения в них коллекционируемых предметов; они могут также закрепляться на страницах с крепящими полосками бумаги и фотоуголками.

Чистый альбом является тем средством, которое филателисты используют, чтобы превратить коллекционирование марок из простого собирательства в искусство. Альбом, как правило, представляет собой книгу с перекидными листами, совершенно чистыми или содержащими едва намеченные печатью уголки, чтобы облегчить размещение марок. Работая с чистым альбомом, коллекционер может по своему вкусу систематизировать расположение марок и сделать надписи и украшения. Коллекционер стремится так расположить свой материал, чтобы он как бы рассказывал некую историю. Почти все экспонаты на конкурсных показах размещаются на чистых альбомных страницах.

ОБРАЩЕНИЕ С МАРКАМИ.

Хотя марки представляют собой лишь уязвимые кусочки бумаги, при аккуратном обращении они могут существовать столетия. Самым важным инструментом для филателиста является пинцет, специально изготовленный для работы с марками. Новые приобретения и дубликаты хранятся в альбомах-запасниках, имеющих прозрачные кармашки, в которые вставляются марки.

Марки надо защищать от прямых солнечных лучей, высокой температуры и влажности. Их ни в коем случае нельзя приклеивать клейкой лентой или не специализированным клеем. Если они крепятся с помощью полосок бумаги, для их прочного закрепления надо использовать минимальное количество влаги. Если они помещаются в прозрачный кармашек, то тот должен быть достаточно большим, чтобы не повредились края марки, и ничто не препятствовало бы доступу воздуха, предотвращающего залипание клея.

ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛАТЕЛИИ

Первые марки . Хотя почтовые системы существовали уже во времена Вавилонской империи, а историки почты считали большой удачей, когда находили почтовые предметы, относящиеся к 14 в., почтовые марки и филателия – новшества 19 в.

В Англии просветитель Роуланд Хилл заложил основы обоих этих предметов в 1837 публикацией брошюры, озаглавленной Реформа почтовой службы: ее значение и осуществимость . Ключевыми моментами программы Хилла были предоплата почтовых услуг и постоянство внутренних тарифов по весу корреспонденции, независимо от расстояния ее пересылки. Ранее почтовые платежи определялись расстоянием пересылки письма и количеством вложенных в конверт листов бумаги. Хилл убедительно показал, что именно сложность обработки корреспонденции на почте, а не расстояние ее пересылки, обусловливает большую часть стоимости почтовых услуг. Он также заключил, что когда тарифы будут снижены до более приемлемого уровня, объем корреспонденции увеличится, что скомпенсирует стоимость пересылки. Чтобы облегчить обработку, он придумал систему предоплаты для замены прежнего правила, согласно которому почтовые услуги оплачивал адресат.

Хилл предложил два новшества: во-первых, разновидность предоплачивемого конверта и, во-вторых, клеящуюся почтовую марку. Первое, названное конвертом Малреди (по имени его художника-оформителя Уильяма Малреди), очень быстро вышло из употребления из-за внешнего вида, вызвавшего множество споров среди современников. Второе, строгая черная марка с изображением юной королевы Виктории, было воспринято с энтузиазмом с первого дня своего выпуска 1 мая 1840 и первого дня использования 2 мая 1840.
Примерно через два года почтовая марка была принята в обращение одной частной почтовой службой Нью-Йорка. Следующими стали использовать марки Бразилия и два швейцарских кантона, Цюрих и Женева, а за ними – все цивилизованные страны мира.

В США первые две марки, 5-центовая с изображением Бенджамина Франклина и 10-центовая – Джорджа Вашингтона, были выпущены 1 июля 1847.

Первые годы филателии . Люди, жившие в Европе в 1840-е, вскоре стали обращать внимание на марки, которые улучшили прежде однообразный вид их писем. Уже в 1842, согласно журналу «Панч», «крайне праздные английские аристократки» стали собирать марки, чтобы оклеивать ими стены своих комнат. Собирание марок в строго филателистических целях вошло в моду примерно десять лет спустя. Мисс Аделаида Люси Фентон под псевдонимом писала заметки о марках для первых филателистических изданий.
В 1864 француз Жорж Эрпен придумал слово «филателия» (от греческих слов philos, что значит «люблю», и ateleia, означающего освобождение от оплаты или квитанцию об оплате, что в действительности и представляет собой почтовая марка). Годом позже Эрпен организовал первое в мире филателистическое общество. В 1869 было создано Филателистическое общество Лондона (теперь Королевское филателистическое общество).
Некоторые первые коллекционеры стали писать о марках и связанных с ними вопросах. Й.Б.Мунс из Брюсселя опубликовал некоторые первые практические каталоги. В США некий Уильям П.Браун стал продавать марки в Сити Холл Парк в Нью-Йорке уже в 1860, прикрепляя товар к стенам своего ларька. В 1863 молодой англичанин Дж. Уолтер Скотт приехал в Нью-Йорк с коллекцией марок, своим единственным достоянием. Ее он продал Брауну. Впоследствии он продолжил свою филателистическую карьеру, помимо прочего, устроив первый в США аукцион марок и создав свой знаменитый каталог. Его современник, англичанин Эдвард Стенли Джиббонз, купил за 5 фунтов стерлингов у двух моряков целый чемодан треугольных марок с мыса Доброй Надежды и приступил к созданию филателистической фирмы, все еще носящей его имя. Ныне эта фирма объединяет несколько сотен служащих, публикует журналы и каталоги и нанимает художников для разработки дизайна британских марок.

Классические марки . Многие из самых известных и ценных марок были выпущены в период между 1840 и 1875. Одними из первых таких классических выпусков были пробные временные марки, выпускавшиеся в США предприимчивыми почтмейстерами восточных городов страны и Сент-Луиса до того, как федеральное правительство позаботилось о выпуске собственных марок в 1847. Также в 1847 британская колония на о.Маврикий в Индийском океане издала комплект из двух марок с изображением профиля королевы Виктории и словами «Post Office» («Почтовое министерство») вместо «Post Paid» («Почтовая оплата») на всех последующих выпусках. В 1969 пара марок с надписью «Post Office» вместе с конвертом была продана за 380 000 долларов.

Другим знаменитым британским колониальным выпуском является марка 1848 с надписью «Perot» Бермудских островов. Уильям Б.Перот, почтмейстер города Гамильтон, печатал круглый почтовый штемпель в виде почтовой марки на листах бумаги и вписывал ее стоимость от руки. Также круглыми были марки Британской Гвианы, изданные в 1850 и вступавшие в законную силу после надписи на них почтмейстерами своих инициалов. В 1856 эта колония также издала красные марки достоинством в 1 цент; сохранился единственный экземпляр тех марок. Его портят отрезанные уголки и уродливая надпись, однако он считается самой ценной маркой в мире. В 1980 он был продан на аукционе за 935 тыс. долл.
Первые треугольные марки пришли из британской африканской колонии мыс Доброй Надежды в 1853. Согласно преданию, столь необычная форма была выбрана, чтобы помочь неграмотным почтовым служащим отличить местные письма от иностранных.

После учреждения Конфедеративных Штатов Америки различные города на юге страны выпускали так называемые временные марки. Многие из них имеют весьма неприглядный вид, однако высоко ценятся в наши дни.

Несмотря на новизну ремесла изготовления почтовых марок ошибки классического периода не столь многочисленны, как можно было бы ожидать. Среди наиболее известных – экземпляры с перевернутым изображением стоимостью 15, 24 и 30 центов американского выпуска 1869, посвященного живописи. В Швеции некоторые экземпляры первой государственной марки 1855 стоимостью в 3 эре случайно были отпечатаны в желтом цвете вместо голубовато-зеленого. Эта ошибка является одной из современных филателистических редкостей.

ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И КОЛЛЕКЦИИ.

Классические и другие ценные марки часто занимают главное место в знаменитых коллекциях. Вероятно одной из самых великолепных была коллекция Филиппе ла Ренотьере фон Феррари, австро-итальянского аристократа с, по-видимому, безграничными финансовыми возможностями. Феррари родился в 1848 и стал коллекционировать марки в возрасте 10 лет. Он нанял для ведения коллекции специального человека, который иногда покупал марок на 10 000 долл. в неделю, и держал эту коллекцию в двух комнатах своего большого парижского особняка. Среди его сокровищ была уникальная красная марка Британской Гвианы стоимостью 1 цент. Феррари умер в 1917 и завещал свою коллекцию Музею рейхспочты в Берлине. Французское правительство конфисковало эту коллекцию и продало ее на серии аукционов в период между 1921 и 1925 за невообразимую по тогдашним меркам сумму 2 млн. долл.

Достижения Феррари оспаривались в середине 20 в. Морисом Бюри, производителем табака из Эльзаса. Считают, что коллекция Бюри стоит 5 млн. долл.

В США текстильный фабрикант Артур Хайнд собрал коллекцию, которая была продана почти за 1 млн. долл. во времена Великой депрессии. Она также включала одноцентовую красную марку Британской Гвианы, впоследствии проданную до сих пор не известному коллекционеру за сумму, превышающую 45 000 долл. Полковник Эдвард Г.Р.Грин, сын необыкновенно богатого Гетти Грина, сосредоточил свое внимание на таких экзотических объектах, как 24-центовые марки авиапочты США 1918 с перевернутым изображением, которые теперь продаются по цене приблизительно 7500 долл. за штуку. Собранная Альфредом Г.Каспари несистематизированная коллекция марок различных стран мира была продана почти за 3 млн. долл. в конце 1950-х годов.


Прекраснейшая коллекция марок Великобритании и ее колоний была собрана королем Георгом V; сейчас она принадлежит королеве Елизавете II. Президент Франклин Д.Рузвельт прославился также как филателист, но его коллекция не была выдающейся и охотники за сувенирами платили исключительно высокие цены за обычные марки из нее просто потому, что они когда-то были в президентской коллекции.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

Деятельность этих многократно упоминавшихся в печати коллекционеров оказала мало влияния на склонности рядового коллекционера. Современная филателия не ориентируется на собирание чрезвычайно редких и дорогих марок. Интересы современного коллекционера прежде всего направлены на марки умеренной цены, которые доступны через обычные торговую сеть и информационные средства, на постоянно растущий объем новых выпусков марок, которые сначала привлекают его к этому виду хобби, а потом часто приводят к отказу от общего способа коллекционирования.

Некоторые филателисты, разумеется, пропагандируют собирание марок как средство вложения денег. Они ссылаются на уже происходившие ранее повышения их стоимости и предрекают подобные повышения и в будущем для тех коллекционеров, которые способны интенсивно скупать марки, а затем выжидать удобного момента для их продажи. Стоимость марок действительно повышалась, однако реальные цены, достигнутые на аукционах для некоторых популярных классических марок, обманули ожидания тех, кто склонен равнять филателистические редкости с деньгами. Возраст марки сам по себе еще не создает ее стоимости. Постоянно меняющаяся популярность некоторых стран или выпусков, состояние марок, а также суровые законы спроса и предложения являются более важными показателями. Тем не менее, истинный коллекционер, который остается верен своему хобби двадцать и более лет и систематически пополняет коллекцию, редко испытывает денежные потери при подведении итоговой оценки и часто оказывается в выигрыше.

Интерес к филателии как к средству вложения денег все чаще сопровождается вниманием к культурной стороне этого хобби. Почтовая марка как произведение искусства является предметом изучения коллекционера и заботы правительства. Почтовые ведомства многих стран, включая США и Великобританию, формируют группы общественных экспертов для отбора эстетически безупречных марок. Эти группы состоят из художников, историков, печатников и филателистов. История почты ныне признается разделом истории средств связи и даже общей истории. Анализируя конверты и почтовые штампы, филателист изучает такие предметы, как, например, функционирование срочной конной почты на американском Западе и транспортировку писем во время Гражданской войны. Музейные экспозиции также представляют большой интерес. Имеются прекрасные филателистические коллекции в Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия, и Королевском филателистическом обществе в Лондоне, а также в десятках других городов.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова филателист

филателист в словаре кроссвордиста

филателист

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

филателист

(тэ), филателиста, м. Коллекционер, занимающийся филателией.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

филателист

[тэ], -а, м. Человек, к-рый занимается филателией. О ж. филателистка, -и. И прил. филателистский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

филателист

м. Тот, кто занимается филателией.

Филателист

Филатели́ст - собиратель почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, руководствующийся при создании своей коллекции принципами филателии. При этом филателист не просто коллекционирует марки как таковые, а исследует в рамках выбранного филателистического направления совокупность знаков почтовой оплаты и других филателистических материалов, изучает историю и развитие почты, оформляет и компонует свою коллекцию для участия в филателистических выставках.

Примеры употребления слова филателист в литературе.

Что бы ты ни собирал, это вызовет интерес, и неважно, увлекаешься ли ты нумизматикой или бонистикой, лотеристикой или филуменией, филателист ты или библиофил.

Есть что-то ущербное в нумизматах, филателистах , заядлых путешественниках, любителях кактусов и аквариумных рыб.

Это был знаменитый марочник Леня из двадцать девятой школы, о визите которого начинающий филателист и мечтать не смел.

Убить в душе отца- филателиста , ценою бесконечных унижений купившего, нет, вымолить сумевшего смешное право субботним вечером, вооружившись лупой и пинцетом, в который раз счастливо убеждаться в сохранности полнейшей, неизменной, чудесных зубчиков, всех до одного.

За этой маркой Зозуля охотился со студенческих лет, всего лишь два раза видел ее наяву и сто раз в сладостных снах филателиста , а сейчас вот она лежит в кляссере, бесценная, желанная!

Он каждодневно демонстрирует умение отключаться от забот, спеша то ли на футбольный матч, то ли на кружок филателистов , то ли в свой излюбленный паб, где с величайшим удовольствием забывает обо всем, что беспокоило его несколько часов назад.

Профессор дю Куврие собирал в большой старый портфель кляссеры и тетрадки с наклеенными марками, поучая Ко, словно надеялся сделать из нее филателиста .

Продажа марок должна была дать значительную выручку, так как филателисты до сих пор считали Норвегию образцовой страной в смысле корректности эмиссии марок, и действительно, Норвегия еще ни разу не прибегала к выпуску спекулятивных марок.

Одноклассники, соседи, несколько чистеньких опрятных филателистов -- и все.

И едва только Работодатель сделал паузу -- значительную паузу перед тем, как сформулировать самое деликатное, -- Тельман Иванович вдруг сообщил: -- У меня отец был филателистом .

Последняя вещица досталась от дяди Селестина, завзятого фотолюбителя, филателиста и алчного потребителя детективной и готической литературы, олицетворяемой для него сочинениями Артура Конан Дойла и Эдгара Аллана По.

| | | | |
филателист беспредел, филателист
Филатели́ст - собиратель почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, руководствующийся при создании своей коллекции принципами филателии. При этом филателист не просто коллекционирует марки как таковые, а исследует в рамках выбранного филателистического направления совокупность знаков почтовой оплаты и других филателистических материалов, изучает историю и развитие почты, оформляет и компонует свою коллекцию для участия в филателистических выставках.

  • 1 Происхождение термина
  • 2 История
  • 3 Филателисты и знаменитые коллекции
  • 4 Филателистические принадлежности
  • 5 Филателистическая литература
  • 6 Филателисты в культуре
    • 6.1 литературе
    • 6.2 изобразительном искусстве
    • 6.3 киноискусстве
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Происхождение термина

Слово «филателист » является производным от «филателии » (от греч. «φίλος», «φιλέω» - друг, люблю и «τέλος» - сбор, пошлина) и обозначает «любящий знаки почтовой оплаты». Интересно, что в Болгарии филателиста так и называют - марколюбител, марколюб. английском языке для обозначения понятия «филателист» существуют термины англ. philatelist и stamp collector, иногда stamp lover.

История

Основная статья: Филателия

Собирание почтовых марок как вид коллекционирования ведёт свой отсчёт с момента выпуска в 1840 году первых в мире марок. По одной из версий, первым человеком, систематически коллекционировавшим марки, был парижский гравёр Мансен. 1855 году Мансен продал свою коллекцию почти всех выпущенных на тот момент почтовых марок торговцу Эдуарду Лапланту. По другим данным, первым филателистом в мире считается британский зоолог Джон Грей.

В дальнейшем филателия превратилась в один из самых популярных видов коллекционирования, а филателисты стали объединяться в национальные и международные филателистические организации.

К филателии проявляли интерес К. Маркс и Ф. Энгельс (марка СССР, 1948) (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1246)

Филателисты и знаменитые коллекции

В мире насчитываются миллионы зарегистрированных филателистов. Собирателей марок, не числящихся ни в каких обществах, во много раз больше. Интерес к коллекционированию почтовых марок проявляли русские литераторы А. Чехов, А. Блок и М. Горький, академики И. П. Бардин и И. П. Павлов, командир крейсера «Варяг» В. Ф. Руднев, президент США Ф. Рузвельт, певец Э. Карузо и многие другие. Почтовыми марками также интересовались К. Маркс и Ф. Энгельс; дочь Маркса Элеонора была увлечённой филателисткой:

Александр III коллекционировал почтовые марки (марка России, 2006) (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1111)

Русский император Александр III собирал марки, связывая их в пачки и складывая в коробочки, хранившиеся в письменном столе. Испанский король Альфонс XIII вложил в свою коллекцию огромное состояние и, бежав из страны после революции 1931 года, прихватил её в нескольких чемоданах. Коллекционировавший марки египетский король Фарук I после изгнания в 1952 году предпринял в Европе распродажу своей коллекции, в которой оказались не только настоящие, но и фальшивые марки, за что был приговорён судом к штрафу.

В классический период зарождения и становления филателии во многих странах Европы и Америки стали появляться крупные коллекционеры, которые обладали впечатляющими коллекциями почтовых марок всего мира. Особую известность на этом романтическом этапе развития филателии завоевал легендарный французский коллекционер Филипп Феррари (1850-1917), который скупал все известные ему филателистические редкости. Располагая внушительным состоянием, он приобретал марки и раритеты со всего света, а также полные собрания других известных коллекционеров, например, таких как барон Ротшильд.

Вторым известным по величине составленной коллекции филателистом был англичанин Томас Таплинг (1855-1891), третьим - российский коллекционер Ф. Л. Брейтфус (1851-1911), живший в Петербурге. Ещё одним выдающимся российским филателистом был А. К. Фаберже, который владел уникальным собранием марок и цельных вещей Российской империи.

Знаменитые филателистические коллекции составили королева Великобритании Елизавета II, князь Монако Ренье III и другие известные люди. Время от времени части их коллекций экспонируются в Почетном классе на всемирных филателистических выставках, организованных Международной федерации филателии, которые проводятся с 1927 года. Из российских филателистов самым титулованным на этих выставках признан московский коллекционер Л. Я. Мельников; его коллекция «Авиапочта СССР» была неоднократно удостоена больших золотых медалей всемирных филателистических выставок.

Филателистические принадлежности

В процессе создания своих собраний и работы с ними коллекционеры оперируют специальным набором филателистических принадлежностей и инструментов.

  • Для хранения марок филателистами большей частью употребляются особые альбомы и кляссеры.
  • Для наклеивания марок в альбомы используются специальные наклейки и клеммташи.
  • К инструментарию филателиста относятся пинцет и лупа.

Филателистическая литература

Основная статья: Филателистическая литература

В процессе накопления и систематизации коллекционного материала и оформлении коллекции филателисты прибегают к помощи каталогов и другой справочной и периодической литературы. Примерами последней могут служить следующие советские издания:

  • «Советский филателист» - журнал (1922-1932),
  • «Спутник филателиста и бониста» - справочная записная книжка-календарь (1924),
  • «Филателист. Руководство по общему коллекционированию знаков почтовой оплаты» (автор - Л. Ю. Мюллер, 1925),
  • «Спутник филателиста» - книга Я. Озолиня (1964),
  • «Календарь филателиста» (1965-1978),
  • «Что надо знать филателисту» - книга Б. К. Стальбаума (1968),
  • «Спутник филателиста» - справочник, выходивший под эгидой Всесоюзного общества филателистов (1971, 1974 и 1979), и многие другие.

Филателисты в культуре

В литературе

Образы филателистов широко распространены в художественной литературе. Среди многочисленных литературных произведений, в которых присутствуют персонажи-филателисты, можно упомянуть:

Филателист. Картина Г. И. Шилтьяна на марке Кубы (1968) (Скотт #1332)

  • роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», один из главных героев которого Ипполит Матвеевич Воробьянинов слыл заядлым филателистом;
  • книгу филателистических рассказов чехословацкого писа­теля Франтишека Лангера (1888-1965) «Розовый Меркурий. О чём рассказали марки», в которой описана жизненная история Игнаца Крала, крупного чехословацкого филателиста XX века;
  • фантастическую повесть братьев А. и Б. Стругацких «Повесть о дружбе и недружбе», героя которой, юного филателиста Андрея Т., условные силы зла искушают «Розовой Гвианой»;
  • фантастическую повесть братьев А. и Б. Стругацких «Второе нашествие марсиан», в которой герой-повествователь Аполлон во всех жизненных перипетиях утешается коллекцией марок и в своем дневнике делает такую запись от 8 июня: «Марочки мои, марочушечки! Одни вы меня никогда не раздражаете»;
  • фантастическую повесть братьев А. и Б. Стругацких «За миллиард лет до конца света»: в ней героя по имени Валентин Вайнгартен больше всего на свете, помимо собственной персоны, интересует «так называемый консульский полтинник, который, собственно, и полтинником-то не был, а был какой-то там особенной почтовой маркой». Чтобы заставить Вайнгартена прекратить работу, претендующую на Нобелевскую премию по биологии, агент фантастического Гомеостатического Мироздания предложил ему «толстый пакет… набитый великолепными марками, совокупную ценность которых человек, не являющийся филателистом-профессионалом, представить себе просто не может».
  • фантастический роман Б. Стругацкого «Бессильные мира сего», в котором есть сюжетная линия, связанная с филателией;
  • развивающее филатетистическую сюжетную линию «Двенадцати стульев» криптоисторическое произведение волгоградского фантаста Сергея Синякина «Марки нашей судьбы»;
  • повесть Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы» о первокласснике, в руках которого оказалась марка неведомой пиратской страны;
  • фантастическую повесть Кира Булычёва «Путешествие Алисы», в которой фигурируют галактические филателисты из далёкого будущего;
  • приключенческую повесть «Одиссея марок Сиданга» Гавриила Петросяна;
  • детскую повесть «Мини-футбол на Маросейке» Виктора Суханова;
  • книгу детских рассказов «Розовая Гвиана» Николая Внукова;
  • рассказы эстонского детского писа­теля Холгера Пукка (1920-1997) «Виллу - филателист».
Филателист. Картина Франсуа Барро (1929)

В изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве известность получила картина российского итальянского художника армянского происхождения Г. И. Шилтьяна «Филателист». Другим примером художественного образа филателиста может служить картина швейцарского художника Франсуа Барро «Le Philateliste» («Филателист», 1929).

В киноискусстве

В кинематографе филателисты неоднократно становились действующими лицами фильмов, как правило, с криминальными сюжетами, например:

  • в американском детективном фильме «Шарада» (1963; с участием Одри Хепбёрн),
  • в венгерской кинокартине «Фальшивая Изабелла» (1968),
  • в советских художественных фильмах «Смерть филателиста» (1969), «Марка страны Гонделупы» (1977, по повести С. Могилевской), «Голубой лев» (1977, по повести В. Степанова и Ю. Ф. Перова «Святой Маврикий») и «Беспредел» (1989),
  • в одном из эпизодов российского телесериала «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» - «Раритет» (1999),
  • в аргентинской криминальной драме «Девять королев» (2000),
  • в российском фильме «Поединки. Испытание смертью» (2010; о советском разведчике-филателисте Алексее Козлове).

См. также

  • Виды филателистических коллекций
  • Всесоюзное общество филателистов
  • Коллекция (филателия)
  • Манколист
  • Союз филателистов России
  • Список выдающихся филателистов (награда)
  • Филателистическая выставка
  • Филателия
  • wikt:филателистка

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Илюшин А. С. Филателия. Megabook. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Компания «Кирилл и Мефодий». Проверено 15 октября 2015. Архивировано из первоисточника 15 октября 2015.
  2. 1 2 3 Кисин Б. М. Страна Филателия. - М.: Просвещение, 1969. - 240 с. (Проверено 7 января 2009)
  3. Шпагин М. Почтовый феномен / Мир приключений: альманах. - М.: Детская литература, 1987. - С. 575-606.
  4. См., например, толкования английских терминов на сайте «Словари и энциклопедии на Академике». (Проверено 7 января 2009)
  5. частности, журнал британского Национального филателистического общества носит название «Stamp Lover». (англ.) (Проверено 7 января 2009)
  6. Календарь филателиста на 1973 год. - М.: Связь, 1972. - 16-22 июля.
  7. Hahn, Calvet M. Part II. The Beginning of Philately. Pioneer Collectors (англ.). Intertwining of Philatelic and Social History. The New York Chapter of the U.S. Philatelic Classics Society. Проверено 3 января 2011. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  8. Ласковое прозвище дочери Маркса.
  9. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 30, с. 283.
  10. Спутник филателиста и бониста: Справочная записная книжка-календарь на 1924-25 гг. Первый год издания. - М.: Изд. Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, 1924. - 656 с.
  11. Мюллер Л. Ю. Филателист. Руководство по общему коллекционированию знаков почтовой оплаты. - Л., 1925.
  12. Озолинь Я. Спутник филателиста. - Рига: Латвийское гос. изд-во. - 1964. - 120 с.
  13. Стальбаум Б. К. Что надо знать филателисту. - М.: ЦФА «Союзпечать», 1968. (Проверено 7 января 2009)
  14. Соколов М. П., Ниселевич Л. М., Смыслов А. М. Спутник филателиста / Всесоюзное общество филателистов. - М.: Связь, 1971. - 188 с. (См. фотографию обложки книги. (Проверено 7 января 2009))
  15. Соколов М. П., Ниселевич Л. М. Спутник филателиста. - 2-е изд., доп. и перераб. / Всесоюзное общество филателистов. - М.: Связь, 1974. - 241 с. (См. фотографии оформления книги: , . (Проверено 7 января 2009))
  16. Соколов М. П., Ниселевич Л. М. Спутник филателиста / Всесоюзное общество филателистов. - М.: Связь, 1979. - 152 с.
  17. Об этом, правда, можно узнать лишь из полной версии романа, не очень известной широкому кругу читателей.
  18. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. - М.: Вагриус, 1998. - 544 с.
  19. Лангер Ф. Розовый Меркурий. О чём рассказали марки. - М.: Связь, 1969. - 224 с.
  20. Писатель известен как страстный филателист.
  21. Синякин С. Марки нашей судьбы // Сборник «Фантастика-2000». - М.: Издательство «АСТ», 2000.
  22. Могилевская С. А. Марка страны Гонделупы. Повесть. - М.: Детгиз, 1958. - 192 с. (Проверено 30 января 2009)
  23. Булычёв К. Путешествие Алисы. - М.: Армада-Пресс Дрофа, 2001. - 240 с.
  24. Петросян Г. Одиссея марок Сиданга. Повесть // Мир приключений: Сб. фантастических и приключенческих повестей и рассказов. Для среднего и старшего возраста / Сост. М. Александрова. - М.: Детская литература, 1989. (Проверено 5 ноября 2010)
  25. Суханов В. И. Мини-футбол на Маросейке. Повесть // Мир приключений: Сб. фантастических и приключенческих повестей и рассказов. Для среднего и старшего возраста / Сост. М. Александрова. - М.: Детская литература, 1989. (Проверено 5 ноября 2010)
  26. Внуков Н. А. Розовая Гвиана. Рассказы. - Изд. 2-е. - М.: Детская литература, 1976. - 110 с. (Проверено 5 ноября 2010)
  27. Пукк Х. Виллу - филателист. Рассказы / Пер. с эст. Л. Раннамаа. - М.: Детская литература, 1980. - 158 с.
  28. Trivia (англ.). Charade (1963). IMDb.com, Inc. Проверено 5 февраля 2015. Архивировано из первоисточника 8 сентября 2012.
  29. Moraes, Frank. Just Philately (англ.). LMNucleus. Frankly Curious (27 August 2011). Проверено 5 февраля 2015. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2015.
  30. Поединки. Испытание смертью. (Фильм 1-й). Программа передач. Пн, 13.12. Рамблер-TV; Rambler (13 декабря 2010). Проверено 15 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  31. Поединки. Испытание смертью. (Фильм 2-й). Программа передач. Вт, 14.12. Рамблер-TV; Rambler (14 декабря 2010). Проверено 15 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.

Литература

  • Бугров В. Фантасты и филателия // Уральский следопыт: журнал. - 1978. - № 8. - С. 61-62.
  • Дьяченко А. Филателист, марка, кинокадр // Почта России. - 2006. - № 5. (Проверено 7 января 2009)
  • Ронен О. Марки // Звезда. - 2008. - № 3. (Проверено 14 января 2009)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. - М.: Связь, 1968. - 164 с. (Проверено 7 января 2009)
  • Филателистов общество Всесоюзное / А. А. Миль // Ульяновск - Франкфорт. - М. : Советская энциклопедия, 1977. - (Большая советская энциклопедия: / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 27). (Проверено 4 октября 2015) Архивировано из первоисточника 4 октября 2015.

Ссылки

  • «Мир филателии» - электронная книга В. А. Новосёлова (Смоленск) на сайте Союза филателистов России «Мир м@рок», включая главы (Проверено 7 января 2009):
    • «Знаменитые филателисты»
    • «Знаменитости - филателисты»
  • Definition of philatelist (англ.). Webster"s Online Dictionary with Multilingual Thesaurus Translation. www.websters-online-dictionary.org. Проверено 6 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  • Официальный сайт Международной федерации филателии (англ.) (Проверено 7 января 2009)
  • Сайт Общества филателистов Санкт-Петербурга (Проверено 7 января 2009)
  • Советы филателистам на сайте «Linn"s Stamp News» (США) (англ.) (Проверено 14 января 2009):
    • «Where to start if you’re just starting out» - статья Майкла Баадке (Michael Baadke)
    • «Storing stamps. Handle and store your collection with care» - статья Майкла Баадке
    • «New Year’s resolutions that help collectors enjoy the hobby» - статья Майкла Баадке
    • «Imposing order on chaos: processing large lots and collections» - статья Джанет Клуг (Janet Klug)
    • «Stamp collecting basics: stock books, albums and mounts» - статья Джанет Клуг
    • «Some stampy tips on how to be a good collection curator» - статья Джанет Клуг