Стихотворение Пушкина А.С. «Признание. «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад» или некоторые ошибочные убеждения о любви

"Признание"

Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь - мне отрада;
Вы отвернетесь - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!...
Я сам обманываться рад!

Стихотворение Пушкина А.С. - Признание


Знакомая, из описаний в художественной литературе, ситуация. Вспомните сказку «Новый наряд короля». Как ловко хитрые ткачи обманули короля, расписав, в каком он красивом наряде, незаметном только для тех, кто не на своём месте или непроходимо глуп … И вот король пойман. Абсолютно голый, он делает вид, что видит этот прекрасный наряд… Кто ж захочет считаться глупцом?

Сказка наглядно показывает склонность людей идти на поводу у других.

В действительности трудно было не заметить, что король наг. И все это прекрасно видели. Но кто скажет королю, что на нём совершенно нет одежды, особенно если у короля на этот счёт совершенно другое мнение? Все и побоялись сказать правду, за исключением одного ребенка, который выкрикнул:

— Да ведь король голый!

Вышеупомянутая сказка имеет место быть очень явной и в нашей жизни. Все мы нуждаемся в положительной оценке, одобрении, комфортных отношениях с окружающими. В этой связи могут быть адекватные и неадекватные состояния. Например, желание выглядеть достойным в глазах окружающих вполне нормально и адекватно. Но кто-то слишком уж ориентирован на оценку этих окружающих и поэтому не может составить собственных представлений. Кто-то жаждет славы во чтобы то ни стало, поэтому может пойти на абсурдные поступки, сделку с совестью, поверить грубой лести. А кто-то находится в постоянном стремлении избежать негативной оценки, поэтому боится выделиться из толпы хоть чем-то.

Не выделяться из толпы… Может, это не так уж и плохо? Может, общественное мнение — это хороший ориентир? Возможно. Если бы не ситуации, показывающие обратное. Например, если вспомнить двенадцать разведчиков, посланных в Обетованную землю. Большинство из них пошли на поводу страхов перед большими людьми — сыновьями Енака и объединились в этом мнении друг с другом, за исключением всего лишь двух человек. Мы помним, что это печально закончилось и никто из мужчин, кроме этих двух, не вошёл в ту прекрасную землю.

Психологи тоже давно заметили, что под влиянием людей или незаметно введённой установки, человек может, видя одно, говорить совсем другое — чёрное называть белым, бабушку называть дедушкой и т.д. В фильме «Я и другие» — Психологические эксперименты в СССР» рассказывается о нескольких таких экспериментах. Можете посмотреть, очень интересно.

Психологические эксперименты в 2010 году


Показательно, что многие участники эксперимента соглашались с мнением коллектива, хотя оно было очевидно абсурдным. Даже те, кто до конца отстояли своё убеждение, признали, что им это далось очень тяжело и их одолевали очень сильные сомнения.

В психологии такое явление как подгонка своего мнения под мнение окружающих называется конформностью. Конформность — это готовность человека поддаваться давлению со стороны других.


Причём совсем не обязательно, что это давление реальное. Человек может сам домысливать то, что от него ожидают. Самое главное в жизни для таких людей является думать «как все», действовать «как все», стараться, чтобы все у него было «как у всех» — и дома, и в одежде, и во взглядах.

Конформные люди практически абсолютно некритичны к высказываниям тех, кого они привыкли считать авторитетами. Всё сказанное таким авторитетом для конформного типа — непогрешимая истина. И если через тот же самый источник поступают сведения, не соответствующие действительности, конформный воспримет их как данность.

В Библии есть хорошие слова о тех, чья оценка событий целиком и полностью зависит от оценки окружающих вообще и от авторитетов в частности. «Страх перед людьми ставит западню…» (Притчи 29:25). И это такая западня, из которой сложно выбраться.

Наверняка вы тоже неоднократно замечали такие интересные моменты в жизни, которые красноречиво свидетельствуют о том, что люди больше доверяют тому, что слышат от специалиста, чем тому, о чём свидетельствует вид этого специалиста. Например, чудодейственные процедуры для омоложения кожи предлагает врач-косметолог, у которого все лицо буквально пещрит следами от прыщей; лысый человек описывает замечательные свойства бальзама для роста волос; в отделении операций по восстановлению зрения приём ведёт врач в очках и т.д.

Эти ситуации можно перечислять бесконечно: картавый логопед, неуравновешенный психолог, часто болеющий врач, визажист ужасающего вида, необъятный диетолог, безвкусно одетый дизайнер… А после обращения к таким специалистам: испорченное настроение, усугубление проблем, зря потраченные деньги… Всего этого могло бы и не быть, если бы люди обращали внимание на то, что видят и не игнорировали то, что знают.

Почему-то хочется привести в пример Еву, которой хорошо были известны и требования Бога и Его замысел и какой Он Отец. Но когда с ней заговорил змей, она предпочла не обращать внимания ни на знания, которые у неё были, ни на явно странный вид «специалиста», обещающего ей головокружительные перспективы на будущее.

Насколько же нужно быть осторожными нам — несовершенным людям, если на хитрые уловки могут попадаться совершенные личности! Ведь этот же самый «специалист» убедил и множество ангелов. Будет ли для него сложно повлиять на людей?


Интеллектуальная лень — это добавочная проблема для несовершенных людей. В связи с этим вспоминается интересное выражение Бернарда Шоу, в котором говорится, что:

Интересно поразмышлять об этом с точки зрения библейского сообщения.

Я не математик, но приблизительно так и выходит. Ведь о первой КАТЕГОРИИ (2% действительно думающих) сообщается в Римлянам 1:20:

Размышлять (думать по Бернарду) над творениями Бога жизненно необходимо. Только это побуждает обратиться к Богу и Его слову — Библии. А сколько людей на данный момент это сделали?! Приблизительно 2% и есть (если посчитать число присутствующих на Вечере)!!!

2 КАТЕГОРИЯ — думающие, что они думают. К ней могут относиться люди, имеющие вес в системе, управляемой сейчас врагом Бога. А вся эта система держится на трёх китах — коммерции, политике, религии. И в Библии об этой системе сообщается как о незаконченном и несовершенном числе 666 — три шестёрки, с точки зрения Бога (Откровение 13:18). Они манипулируют всеми людьми на всей планете (кроме вышеуказанных 2%) и вполне обоснованно полагают, что успешно всем морочат голову (ведь 2% не поддающихся влиянию — это совсем немного). Таких высокопоставленных манипуляторов тоже не много. Около 3% и наберётся.

А о 3 КАТЕГОРИИ сообщается в Матфея 24 главе 38, 39 стихе:

Выходит, что около 95 процентов людей и в самом деле лучше умрут в Армагеддоне, как современники Ноя в Потопе, чем задумаются. Очень не хочется попадать в эти 3 и 95 процентов людей, о которых Иисус говорил, что они идут широкой дорогой.

А РАЗВЕ НЕ ТЕМ ЖЕ САМЫМ, ЧТО НА КАРТИНКЕ, ПОЛЬЗУЕТСЯ ТОТ, КТО «ВВОДИТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВСЮ ОБИТАЕМУЮ ЗЕМЛЮ» ? (ОТКРОВЕНИЕ 12: 9)


Итак, исходя из вышеизложенного, на эту дорогу ведут

ЛЕНЬ, СТРАХ и ЖАДНОСТЬ.

ЛЕНЬ — нежелание думать, размышлять, прилагать усилия;
СТРАХ — боязнь чужого мнения , отрицательной оценки, вреда со стороны других;
ЖАДНОСТЬ — жажда власти, того, что тебе не принадлежит, лёгкой наживы.

Как хорошо, что Бог Сам отыскивает и объединяет искренних, трудолюбивых, смиренных, самоотверженных, щедрых, желающих у Него учиться людей! Без Его помощи, среди миллионов людей на планете, они друг друга не смогли бы отыскать и узнать всю правду…

Нелегко горькой правде поверить,

Сладкой лжи так легко доверять!

Вред от этого нам не измерить,

Всех нас ложь обрекает страдать.

Ложь с пути сбила первую пару,

Нам они передали свой грех.

Мы несём на себе Божью кару,

Только верных ждёт скоро успех!

Суд над ложью скоро свершится!
Кто поверил ей, будет сражён.
Грех поверившим Слову простится
И от смерти будет Богом спасён!

Только в Слове Творца живёт правда,

Хоть порой она очень горька.
Но принявших её ждёт награда:
Жизнь в прекрасном раю на века!

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Анализ стихотворения «Признание» Пушкина

А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.

Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».

При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».

Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой» или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.

Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.

В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».

Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.

Если внимательно читать стих «Я вас люблю, хоть я бешусь» Пушкина Александра Сергеевича, легко понять, что он посвящён очередной неразделённой любви поэта. Автор, как и многие творческие личности, из такого состояния души черпал вдохновение.

Эта лирика, созданная в 1826 году, называется «Признание». Музой для произведения стала Александра Осипова. С ней поэт познакомился во время ссылки в родительское имение. Девушка не демонстрировала интереса к Пушкину, а вот он серьёзно увлёкся. Но на откровенное признание решился только в стихотворении. Автор считал, что ему уже просто неприлично проявлять такие сильные чувства и поддаваться страстям. Но бороться с ними поэт был не в силах. Понимая своё состояние, он просит девушку об ответной симпатии, даже если это будет ложью.

Для использования на уроке литературы в 9 классе текст стихотворения Пушкина «Я вас люблю, хоть я бешусь» полностью можно скачать с нашего сайта. А учить его удобно онлайн.

Я вас люблю,- хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!

«Признание» Александр Пушкин

Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь — мне отрада;
Вы отвернетесь — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!

Анализ стихотворения Пушкина «Признание»

Не секрет, что Александр Пушкин был человеком страстным, и влюбчивым. Он постоянно находил новые и новые объекты для обожания, и каждой из женщин посвящал огромное количество стихов. С некоторыми из своих муз, как ласково называл Пушкин многочисленных возлюбленных, ему приходилось встречаться довольно часто, с другими же судьба сводила его лишь на короткое время, которое становилось для поэта самым счастливым и, одновременно, несчастным. Ведь в большинстве случаев чувства Пушкина так и оставались без ответа, а коварные красавицы специально дразнили поэта, заставляя его ревновать, страдать и — осыпать их стихотворными признаниями в любви.

В 1824 году из-за своего вольнодумства и довольно резких высказываний в адрес царского режима поэт был отстранен от государственной службы и сослан в родовое поместье Михайловское, где ему предстояло провести два долгих года. Покидать имение Пушкину было строжайше запрещено, друзья наведывались к нему в гости нечасто, поэтому очень скоро поэт сошелся с немногочисленными соседями-помещиками, среди которых оказалась 19-летняя Александра Осипова. Она была приемной дочерью овдовевшей помещицы, поэтому в ее доме чувствовала себя несколько стесненно и неуверенно. Тогда как Пушкин с азартом играл с родными детьми помещицы и даже организовывал с их участием шуточные театрализованные представления, Александра предпочитала гулять по саду в одиночестве или же читать французские романы.

За все время знакомства с девушкой Пушкину удалось переброситься с ней лишь несколькими незначительными фразами. Однако он был поражен удивительной красотой и сдержанностью девушки, постепенно осознавая, что влюбился в Александру, как мальчишка. Именно ей в 1926 году он посвятил свое стихотворение «Признание», которое так никогда и не было прочитано его избранницей . Автор попросту не успел его вручить Александре, так как получил разрешение вернуться в Петербург. Но он не забыл о предмете своих увлечений и впоследствии посвятил Александре Осиповой еще несколько волнующих и романтических стихотворений.

Что касается «Признания», то уже в первой строчке Пушкин раскрывает перед избранницей свои истинные чувства, отмечая: «Я вас люблю – но я бешусь». Столь противоречивые слова связаны с тем, что поэт не может добиться расположения девушки, и понимает, что она никогда не ответит ему взаимностью. Пушкин восклицает: «Пора, пора мне быть умней!». Однако ничего не может с собой поделать, чувствуя характерные симптомы болезни, именуемой любовью . Любое мимолетное свидание с предметом своей страсти поэт воспринимает, как дар небес, считая для себя наградой услышать звонкий голос девушки или же поймать украдкой ее взгляд. Ее появление для Пушкина сродни восходу солнца, и автор честно признается – при виде Александры «я вдруг теряю весь свой ум».

Пушкин понимает, что не может стать достойной партией для девушки, так как находится в опале, лишен должности и благосклонности светского общества. Поэтому он даже не смеет молить ее о любви. Но при этом очень надеется, что избранница ему искусно подыграет, сделав вид, что интересуется поэтом. «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!», — восклицает автор .

Спустя 10 лет, собираясь вновь в Михайловское, Пушкин вдруг узнает, что совсем недавно в гостях у мачехи побывала Александра, к тому времени успешно вышедшая замуж. Он отправляет ей послание с просьбой задержаться еще на несколько дней, чтобы иметь возможность увидеть ту, которой когда-то принадлежало его сердце. В коротком письме Пушкин сообщил, что хочет передать свои стихи, которые когда-то посвятил ей, но ответа так и не получает. Им не суждено больше встретиться, однако в истории русской литературы Александра Осипова остается одной из муз поэта.