Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани». план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему. Тема: Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

Галина Сахарова
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова «сани»

ЦЕЛИ. Учить правильно произносить гласные и согласные звуки ; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах ; совершенствовать умение определять количество слогов в слове

Оборудование : мячики синие и зеленые; картинки; пеналы с фишками; демонстрационная картина САНИ ; индивидуальные карточки со схемой слова .

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Повторение знаний о гласных звуках . (Дети стоят в кругу) .

Мы знаем, что есть звуки , которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту ничто не мешает, воздух выходит свободно. Как называются одним словом эти звуки ? (гласные)

Вспомним гласные звуки : по артикуляции – (а, (о, (у, (ы, (э, (и) .

Как обозначаются гласные звуки на схеме слова ? (красным кружком)

2. Повторение знаний о согласных звуках . (Дети стоят в кругу) .

Как называются одним словом звуки , при произнесении которых нам мешают зубы, губы, язык воздух проходит не свободно, с преградой? (согласные звуки )

Какие бывают согласные звуки ? (твердые и мягкие)

Какими фишками обозначаем на схеме твердые согласные? (синими) А мягкие согласные? (зелеными)

3. Игра с мячами (синие и зеленые) . – Я буду произносить согласные звуки , а вы будете поднимать соответствующий по цвету мячик. (б, (пь, (с, (вь, (ф, (д, (рь, (к) .

4. Звуковой анализ слова САНИ . Дети сидят за столами.

ЗАГАДКА. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. Что это?

На доске демонстрационная картина САНИ , со схемой слова .

Произносим слово за указкой С-А-Н-И .

Сколько звуков в слове САНИ ? (четыре звука )

Дается характеристика каждого звука . Дети вместе с взрослым обозначают звуки соответствующими фишками в индивидуальных схемах. Проверка.

Сколько слогов в слове САНИ ? (два слога) Какой первый слог? (СА) Какой второй слог? (НИ)

Сколько в слове гласных звуков ? (два звука ) Назовите первый гласный звук ? (а) Назовите второй гласный звук ? (и)

Сколько согласных звуков ? (два) Назовите первый? (с) Какой он? (твердый согласный звук ) Назовите второй? (нь) Какой он? (мягкий согласный)

ЗАДАНИЕ : убрать мягкий согласный звук (нь) ; убрать твердый согласный звук (с) ; убрать гласный звук (и) ; убрать гласный звук (а) .

5. Работа на деление слов на слоги .

Оборудование : карточки – обозначения количества слогов в слове ; картинки.

Выберите себе картинку и определите количество слогов в слове . Проверим.

6. Итог занятия . – Чем занимались?

Что нового узнали?

Публикации по теме:

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе «Звуковой анализ слова» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [и]. Звуковой анализ слова «игла» Программное содержание: Образовательно – познавательные задачи: расширить представления детей о профессиях; познакомить с буквой «и»; упражнять.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Тема: НАСЕКОМЫЕ-ЗНАКОМЫЕ. Цели: Закрепить понятия «гласные-согласные».

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Образовательные задачи: -учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать и отвечать на вопросы; -продолжать развивать звуко-слоговые.

Программное содержание: Продолжать обучение звуковому анализу слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; Закреплять умение придумывать слова на заданный звук «(С)»; закреплять умение делить 2-х и 3-х сложные слова на слоги; уметь заканчивать начатое предложение.

Словарная работа : Снеговик, сани, грубая, логово.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование: Картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, Снеговик, красивые сани, снежинка со звуком «(С)», колокольчик, бумажные трафареты маленьких снеговиков.

Ход: Эмоциональный настрой.

Светит ярко солнышко,

(дети тянутся руками вверх)

Дарит нам улыбки.

(улыбаются, разводят руками)

На дворе морозно,

(обнимают себя за плечи)

Кружатся снежинки.

(выполняют «фонарики» кистями рук)

Потеплей оденемся

(имитируют одевание)

И пойдем гулять.

(ходьба на месте)

Будем мы на саночках

(выполняют махи согнутыми в локтях руками впреред-назад)

С горочки кататься.

У меня есть волшебная снежинка. На снежинке звук «(С)». Она поможет нам попасть на снежную полянку. Вставайте парами. Каждая пара должна придумать слово, которое начинается со звука «(С)».

(Дети придумывают слова (снег, сова, сосиска, след, сокол, скамейка, слива, самокат, сорока, соска, страус, стебель, стрекоза. Ппроходят на снежную полянку.

Видят там очень красивые сани).

Какие красивые необычные сани, но никого кругом невидно. Давайте разберем слово САНИ, может кто-нибудь и появится.

(Дети проходят за столы и проводят разбор слова САНИ)

Разбор слова САНИ.

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает.

Как называются такие звуки? (Гласные).

Какими фишками обозначаем гласные звуки? (Красными ).

Как называются звуки, которые нам мешают произносить губы, зубы, язычок? (Согласные).

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)

Каким фишками обозначаем твердые согласные звуки? (Синими) .

Какими фишками обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными).

Возьмите карточки-домики для звуков и звуковички. Будьте внимательны.

Какой первый звук в слове САНИ ? (Звук «(С)»).

(Согласный. Когда мы его произносим во рту мешают зубы и язык.)

Какой это согласный звук: твердый или мягкий? (Это твердый согласный звук)

Какой фишкой мы обозначим твердый согласный звук «(С)»? (Синей)

Какой второй звук в слове САНИ? (Звук «(А)»)

Это гласный или согласный звук? (Гласный. Когда мы его произносим нам ничего не мешает)

Какой фишкой обозначим гласный звук»(А)»? (Красной)

Какой третий звук в слове САНИ? (Звук «(Н)»)

Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим мешает язык.)

Звук «(Н») твердый или мягкий согласный звук? (Это мягкий согласный звук)

Какой фишкой мы его обозначим? (Зеленой. Звук «(Н)» обозначается зеленой фишкой)

Какой последний звук в слове САНИ ? («И)» гласный, при его произнесении ничего во рту не мешает.)

Какой фишкой его обозначим? (Красной)

Сколько звуков в слове САНИ? (Четыре звука)

Сколько гласных звуков? (Два)

Назовите первый гласный звук. («(А)»)

Какой второй гласный звук? («И)»)

Сколько согласных звуков в слове САНИ? (Два)

Назовите твердый согласный звук. («(С)»)

Какой мягкий согласный звук? («(Н)»

Разделите слово САНИ на слоги. (Са-ни)

Сколько слогов в слове САНИ? (Два)

Придумайте слово предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)

Приглашаю вас на снежную полянку поиграть.

Физкультурная минутка.

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок,

(Идут по кругу изображая, что катят снежный ком перед собой)

Он превратиться в толстый ком

Станет ком снеговиком

(Рисуют руками большой круг и составляют друг на друга)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, рот, метла.

Вот и слепили мы снеговика!

(Показывают на себе глаза, шляпу – руку кладут на голову, нос, метлу – встают прямо выпрямляют спину).

Посмотрите, вот и появился снеговик. Это он приехал на волшебных санях.

Какой Снеговик? (Красивый, нарядный, веселый, белый, снежный, озорной, холодный, игривый, задорный, лихой, долгожданный, смешной, смелый, яркий и т.п.).

У него есть волшебный колокольчик. Если вы правильно разделите слово на слоги, то он вам позвонит в колокольчик, если не правильно, то не позвонит.

Игра «Разделим слово на слоги»

(Дети делят на слоги слова: мороз, льдина, град, ветер, пурга, снежинка, снегопад, лёд, снежок, холод, зима, сосулька, снег, вьюга).

У Снеговика очень много друзей в лесу животных и он любит с ними играть. Давайте и мы с ним поиграем. Вы должны закончить предложение, которое начнет Снеговик.

Зимой заяц белый, а летом…(серый)

У зайца хвост короткий, а уши…(длинные)

У зайца задние лапы длинные, а передние…(короткие)

Заяц пушистый, а еж…(колючий)

Еж спит днем, а охотится…(ночью)

Еж маленький, а медведь…(большой)

Белка зимой серая, а летом…(рыжая)

У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)

Белка живет в дупле, а заяц под…(кустом)

У лисы шерсть мягкая, а у волка…(грубая)

Лиса живет в норе, а волк в…(логове)

Давайте прочитаем Снеговику чистоговорку.

Ма-ма-ма – на дворе зима.

Ом-ом-ом - мы гулять пойдем.

Ос-ос-ос - пусть на улице мороз.

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Жарко Снеговику, пора прощаться. Снеговику очень понравилось у нас в гостях, и он вам дарит маленьких снеговиков.

(Снеговик дарит снеговиков и уходит, дети после занятия играют со снеговиками).


Использованная литература:

  1. Под редакцией Варенцовой Н. С., Старжинской Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск. «Народная Асвета» 1992.
  2. Мартемьянова Л. Н., Мельникова Е. В., Мухаметрахимова Л. Н. Эмоциональные настрои детей // Воспитатель ДОУ №3. 2008. С. 78.

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область: «познание».

Раздел: «Грамота»

Тема: «Звуковой анализ слова сани».

Цель: Учить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать умение определять количество слогов в слове

Билингвальный компонент: сани-шаншу

Мотивационно -

побудительный

Повторение знаний о гласных звуках. (Дети стоят в кругу) .

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту ничто не мешает, воздух выходит свободно. Как называются одним словом эти звуки? (гласные)

Вспомним гласные звуки: по артикуляции – (а, (о, (у, (ы, (э, (и) .

Как обозначаются гласные звуки на схеме слова? (красным кружком)

2. Повторение знаний о согласных звуках. (Дети стоят в кругу) .

Как называются одним словом звуки, при произнесении которых нам мешают зубы, губы, язык воздух проходит не свободно, с преградой? (согласные звуки)

Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

Какими фишками обозначаем на схеме твердые согласные? (синими) А мягкие согласные? (зелеными)

3. Игра с мячами (синие и зеленые) . – Я буду произносить согласные звуки, а вы будете поднимать соответствующий по цвету мячик. (б, (пь, (с, (вь, (ф, (д, (рь, (к) .

Приветствуют друг друга

Отвечают на поставленные вопросы полным ответом

Повторяют

Гласные

Организационно-

поисковый

4. Звуковой анализ слова САНИ. Дети сидят за столами.

ЗАГАДКА. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. Что это?

На доске демонстрационная картина САНИ, со схемой слова.

Произносим слово за указкой С-А-Н-И.

Сколько звуков в слове САНИ? (четыре звука)

Дается характеристика каждого звука.

Сколько слогов в слове САНИ? (два слога) Какой первый слог? (СА) Какой второй слог? (НИ)

Сколько в слове гласных звуков? (два звука) Назовите первый гласный звук? (а) Назовите второй гласный звук? (и)

Сколько согласных звуков? (два) Назовите первый? (с) Какой он? (твердый согласный звук) Назовите второй? (нь) Какой он? (мягкий согласный)

ЗАДАНИЕ : убрать мягкий согласный звук (нь) ; убрать твердый согласный звук (с) ; убрать гласный звук (и) ; убрать гласный звук (а) .

5. Работа на деление слов на слоги.

карточки – обозначения количества слогов в слове; картинки.

Выберите себе картинку и определите количество слогов в слове.

Отгадывают загадку

обозначают звуки соответствующими фишками

Отвечают на вопросы

Выполняют самостоятельно работу по карточке

Рефлексивно-корригирующий

Чем занимались?

Что нового узнали?

Отвечают на вопросы

Ожидаемый результат:

Знать: гласные, согласные

Иметь представление: самостоятельной работы по карточкам

Уметь: выполнять звуковой анализ слова