"Гласные и согласные звуки" план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа. план-конспект урока по обучению грамоте (

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад №32 комбинированного вида.

Учитель-логопед: Кузнецова Валентина Николаевна.

Цели занятия:

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
  3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, печатные буквы букв, зеркала, мыльные пузыри, песок+тарелки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

II. Повторение пройденного.

Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Почему они называются гласными?

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

Сколько гласных звуков в русском языке? 6

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Каким цветом они обозначаются? красный

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения. А поможет вам в этом Маша, она беззвучно вам показывает артикуляцию, а вы ее делаете сопровождая звуком.

А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? (При правильном дыхании вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным) (Мыльные пузыри)

IV. Работа на уровне звука.

1. Игра «Песенка гласных»

Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается … (гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

2. Дидактическое упражнение: “Узнай букву ”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку карточку, на которой печатная буква б: А, О, У, И, Ы. И ребенок рисует её на спине другого ребенка.

VI. Пальчиковая гимнастика. «СУ-Джок»

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

1. Дидактическое упражнение «Волшебная тарелочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ребята, у вас на столах лежат волшебные тарелочки с песком. Я буду называть слова, а вы нарисуете на песке, ту гласную букву, которая есть в этом слове.

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

VIIФизминутка подвижная

VIII. Работа на уроке вставь пропущенную букву.

1. Буква потерялась!

Логопед раздает карточки, дети должны вставить в квадратик пропущенную букву (карточка с картинками) .

2. Работа на уровне слова.

3. Компьютерная игра «ЛОГОША» выбери слова со звуком А в начале, середине, конце слова.

X. Физминутка для глаз

XI. Графический диктант словосочетаний и предложений в тетради и на доске. Записать только гласные буквы.

Тома рада. Мыли руки. Купи рыбу. Второй этаж.

(оааа. ыиуи. уиыу. ооэа.) . Читаем, проверяем.

Итог занятия: о каких звуках мы сегодня говорили?

Д/ упр. «Найди зашифрованные гласные» .

(картачка)

ХII. Итог занятия.

Над какой темой мы сегодня с вами работали?

Что вам понравилось на занятии?

С чем вам было трудно справиться?

Спасибо всем за занятия.

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

3. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

Аналогично с другими гласными звуками.

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук» .

Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

в начале, в середине или в конце слова?

Физминутка.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

- шапка, жираф, кошка;

- сапоги, плащ, подснежник;

- журавль, мышонок, букашка;

- ручьи, грачи, медвежата.

Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Сказка» Кулундинского района Алтайского края
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте

Тема: Согласный звук [Ф][Ф, ], буква «Ф»

Дошкольное обучение

Программа воспитания и обучения в детском саду(под редакцией М.А.Васильевой)

Воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Сказка»

с. Кулунда

Цель : познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф, ]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; находить место звука в слове (первый, в середине, последний); формировать интерес к русскому народному творчеству; воспитывать умение слушать друг друга.

Планируемые результаты : узнаёт и называет звуки[ф][ф, ]и букву «Ф», обозначающую эти звуки; различает звуки по твёрдости- мягкости; отвечает на вопросы воспитателя, чётко выражая свои мысли.

Интеграция с другими образовательными областями:


  1. Физическая культура: физкультминутка.

  2. Здоровье: проверка соблюдений правил рассаживания за столом.

  3. Безопасность: самоконтроль за правильностью подъёма стула и переноса его на нужное место.

  4. Социализация: учить приходить друг другу на помощь.

  5. Труд: уборка своего рабочего места

  6. Познание: познакомить с буквой «ф», уточнить артикуляцию звуков [Ф][Ф, ].

  7. Коммуникация: вступление в диалог с взрослыми, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.

  8. Чтение художественной литературы: чтение потешки, скороговорки.

  9. Музыка: слушание аудиозаписи «крик филина».

Материалы и оборудование : игрушка- филин, аудиозапись с криком филина, карточка с изображением буквы «ф», картинки фартука, апельсина, мороженого, иголки; картинка ключа; пропись и цветные карандаши.

Активизация словаря : фуфайка, филателист.

1 .Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады их видеть? Давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Наши гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Каждый день всегда,везде,

На занятиях,в игре

Верно, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Ребята, я хочу рассказать, что сегодня произошло со мной утром. Сижу я утром в нашей группе, жду вас. Открыла окно, чтобы проветрить группу, тут вдруг в окно влетает гость.

А вы хотите познакомиться с нашим гостем? Я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны отгадать её и узнать нашего гостя.

Днём спит, ночью летает

Прохожих пугает… (филин)

(Показываю игрушку филина и включаю запись с криком птицы)

А что вы знаете про филина? Расскажите, пожалуйста.

(Дети рассказывают о филине, что знают .)

Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок. Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя филина. Так как его зовут? (Фима)

2. Уточнение понятия «звук»и «буква».

Фима прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё сказать.

-На какие две группы делятся все звуки?

(Звуки делятся на гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных ? (гласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и зарыдать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ребята,какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах.(Фонетическая зарядка)

1.А вы знаете, как фыркает кот? (ф,ф,ф…)

2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? (Федора)

3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? (Фартук)

Ребята, вы догадались,о каком звуке сегодня на занятии пойдёт речь?(О звуке [Ф].

Придумайте слова со звуком [ф]и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова?

Дети, Фима мне шепнул на ушко, что он любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.
У Фани - фуфайка,

У Феди –туфли.

Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно, а потом громче и с ускорением.

Ребята, у кого фуфайка? (У Фани)

Какой первый звук в имени Фаня? (звук[ф])

Какой это звук? (звук [Ф]- согласный, твёрдый)

А у кого туфли? (У Феди)

Какой первый звук вы слышите в имени Федя? (звук [ф, ]- согласный, мягкий)

Ребята, какие мы звуки произнесли? Назовите их.

Чем они отличаются?

Вывод: звук[Ф] может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф, ]

3. Физкультминутка

В чистом поле дуб стоит,

(руки вверху, пальцы раздвинуты)

Филин на дубу сидит.

(руки на поясе, качать головой направо и налево)

У него такой вот нос, (показ)

Филин пухом весь оброс.

(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)

4. Д/и «Узнай звук»

Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф, ], то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.

Фигурист, фотограф, фокусник,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.

5. Знакомство с буквой Ф.

Всем известно без подсказки

Буква Ф – как ключ из сказки

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

На, что похожа буква Ф? (на ключик)

Показ буквы Ф (шрифт чёрный)

Прописывание в воздухе.

Прописывание на ладошке.

6.Работа в прописи стр.28

Рассмотрите картинки, что вы видите?(Флаг)

Произнеси первый звук в слове «флаг». Закрась букву Ф(эф) над флагом синим карандашом, называя её твёрдым звуком- [Ф].

А ещё кто нарисован на картинке?

Произнеси первый звук в слове «филин». Закрась букву Ф(эф) над филином зелёным карандашом, называя её мягким звуком- [Ф, ].

Деление слов на слоги.

Сколько слогов в слове « флаг»?

Составьте, пожалуйста,предложение со словом « флаг».

Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в слове « филин»?

Назовите первый слог, второй.

Составьте, пожалуйста,предложение со словом « филин».

Сколько слов в предложении?

Какое слово в предложении первое, второе, третье и т.д?

Давайте мы его «запишем графически».

Молодцы, ребята!

7. Итог

С какой новой буквой мы познакомились сегодня на занятии?

А какие звуки она обозначает?

Какое задание вам больше всего понравилось?

А какое было для вас,трудным?

Филину Фиме очень у нас понравилось на занятии, и он хочет вас отблагодарить за хорошую работу.

Используемая литература:

1.О.М.Ельцова « Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте » Волгоград 2009г.

2. Т.И.Гризик «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» М. «Просвещение»2006г.

3.Л.Е.Кыласова «Развитие речи» Волгоград 2008г.

4. А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» Воронеж 2008г.

5.Журнал «Дошкольное воспитание»

6. Ю.Г.Илларионова «Учить детей отгадывать загадки» М.»Просвещение » 1985г.

7. А.Ундзекова «Звукарик»Екатеренбург 1998г.

8.Е.В.Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения» Ярославль «Академия развития »1997г.

9.Н.Е.Вераксы «ФГТ в ДОУ: от теории к практике» Комплексные занятия. Волгоград 2012г.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №10 .

Тема. Гласные и согласные звуки .

Цель : дать понятие о гласных и согласных звуках , учить различать их, познакомить с условным обозначением гласных и согласных звуков ;

развивать фонематический слух.

Работать над артикуляцией звуков .

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Игра «Назови одним словом» .

Из чего состоит наша речь? А предложения?

Кого вы видите на картинке? (ужа.)

Составьте предложение с этим словом.

О ком вы составили предложение? Что обозначает это слово?

Из чего состоит это слово?

Посмотрите в зеркальца. Произнесите слово уж. Понаблюдайте при помощи чего вы его произнесли?

(Все слова мы произносим при помощи органов речи : губ, языка, зубов, нёба.)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы узнаем, что звуки речи бывают разные . Разделим их на группы , дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями .

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую модель этого слова .

Что для этого нужно?

Произнесите первый звук . При помощи чего вы его произнесли?

Что заметили?

Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ у] .

Обозначим его на модели.

Продолжаем произносить слово (ужжжж) . Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха? Обозначим схематически звук [ ж] .

Мы закончили звуковой анализ ? Сколько звуков в слове уж ?

При произнесении какого звука воздух свободно проходи через рот?

А какое препятствие встретил звук [ ж ] ?

2. СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Звуки речи бывают разные . Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своё пути никаких преград. Эти звуки называются г л а с н ы м и. при произнесении других звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, зубы, нёбо, язык. Но эти звуки не «огорчаются» , они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название с о г л а с н ы х.

3. ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ.

ВОЗДУХ СВОБОДНО ИДЁТ ЧЕРЕЗ РОТ,

ЗВУК ПОЛУЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ .

А СОГЛАСНЫЕ… СОГЛАСНЫ

ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,

ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

Физкультминутка. Игра «Сова» .

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

5. Знакомство с условными знаками.

Чтобы различать гласные и согласные звуки , будем обозначать гласные чёрным кружком . Согласные – чёрной чёрточкой .

Тогда какой вид будет иметь модель слова уж?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Кто изображён на каждой картинке? Назовите первый звук каждого слова . Какой он : гласный или согласный ? Докажите.

2. Игра «Учитель» .

Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите картинки с изображением предметов. Я обозначу первый звук каждой картинки условным значком. Ваша задача – проверить правильность выполнения этого задания. Как вы будете это делать?

3. Проверка выполнения работы.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

Я буду называть слова, а вы –выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –выкладывает схематически слова.

Игра «Подбери действие» .

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Подбери признак» .

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

7. Итог занятия

Что нового вы узнали о звуках ?

Почему гласные и согласные так называются ?

Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .