122 прил 2

bar

 

 

Оленина Г.Б., мастер п/о

 

Наставничество – это метод адаптации к профессии, осуществляющийся на любом этапе профессиональной карьеры:

- это эффективная форма профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

- наставник координирует, стимулирует адаптационный процесс, управляет  им, используя дополнительно различные методы обучения.

         Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие решения.

         Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

         Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала наставляемого, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей. Воспитывать в наставляемом потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями.

Для меня самой наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности.  

Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала
каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у
обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

 Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.


     Ожидаемые результаты


Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.


     Среди оцениваемых результатов:


  • ● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри
    класса и школы;
  • ● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с
    реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
  • ● количественный и качественный рост успешно реализованных
    образовательных и творческих проектов;
  • ● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
    спортивных секций;
  • ● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
  • ● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после
    окончания обучения;
  • ● снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции;
  • ● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного
    процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и
    способах действия;
  • ● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
    незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Наставляемый:
     Вариант 1. Неуспевающий ученик. Демонстрирует низкую мотивацию к
учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в коллективе.


     Вариант 2. Пассивный ученик. Социально или ценностно
дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

     Вариант 3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий
высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных
олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий
активное участие в жизни школы (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.


     Вариант 4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.


Возможные варианты программы


     Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут
различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов
наставника:
● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический
вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для
достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;
● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная
поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных,
творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося,
формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве
наставника выступает классный руководитель.

  • ● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого
    происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого
    потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника         может выступать классный руководитель или        учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал;
  • ● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном
    контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом,
    методистом.

Область применения в рамках образовательной программы

 

     Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям внутри колледжа, совместные походы на
спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства
сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач
адаптации) и т.д.